В Дагестане резвятся бандиты

Власти Дагестана вынуждены признать, что криминальная ситуация в республике вышла из-под контроля. Остаются нераскрытыми сотни преступлений, включая самые громкие




Вчера в МВД Дагестана решили обсудить состояние дел с преступностью и пришли к совершенно неутешительным выводам. На плановом совещании руководителей всех местных подразделений правоохранительной и судебной системы выступил председатель Госсовета республики Магомедали Магомедов, который в достаточно резкой форме потребовал от милиции и силовиков усилить борьбу с экстремизмом и терроризмом. По его словам, в настоящее время правоохранительные органы вместо конкретных действий по ужесточению борьбы с преступностью представляют бумажные отчеты "о проделанной работе". В этих словах имеется большая доля истины.

Ситуация с преступностью действительно грозит выйти, а по мнению некоторых экспертов, уже вышла из-под контроля – в самом центре Махачкалы средь бела дня расстреливают представителей власти, в том числе депутатов, руководителей МВД и ФСБ. Неспокойно и в других населенных пунктах Дагестана, где существует ваххабитское подполье, весьма проблематичным выглядит контроль за горными районами республики, прилегающими к Чечне и Грузии. Как показала история с ликвидацией банды Гелаева, здесь налажен маршрут, по которому боевики и наемники проникают на территорию России. Высоко в горах существуют базы и лагеря для отдыха экстремистов. К тому же, правоохранительные органы Дагестана по степени коррупции и моральной нечистоплотности сотрудников находятся в первой тройке среди всех регионов России. Взяточничество и поборы здесь достигли гигантских размеров. По словам источника "Yтра" в МВД России, борьба с "оборотнями" в Дагестане максимально затруднена в силу местного менталитета и круговой поруки.

Статистика преступлений по республике выглядит удручающе. По официальным данным, с начала этого года здесь погибло 15 и было ранено 16 милиционеров, киллерами убиты два сотрудника ФСБ. Большой резонанс вызвало убийство 4 марта главы администрации Буйнакского района Магомед-Расул Алхлаева. Около 8 часов утра джип с чиновником, который направлялся на работу, при выезде из селения Новый Кумух на трассу Махачкала – Буйнакск был остановлен неизвестными. Главу администрации заставили выйти из машины и расстреляли в упор из автомата, сделав контрольный выстрел в голову. Водитель джипа получил ранения. На месте преступления выехали глава Госсовета и прокурор республики. Уголовное дело возбуждено по факту "умышленного убийства" и "незаконного приобретения, хранения и ношения огнестрельного оружия". По первоначальной версии следствия, причиной посягательства на жизнь Алхлаева стала его служебная деятельность. Не исключено, что таким образом экстремисты отомстили главе администрации за его активность в 1999 году. Именно в селах Карамахи и Чабанмахи Буйнакского района в августе-сентябре 1999 г. шли упорные бои между российскими войсками и отрядами ваххабитов, которых спонсировал Хаттаб. Алхлаев оказывал военным всяческую поддержку и принимал участие в создании ополчения для защиты мирных жителей от боевиков.

Еще одно громкое убийство произошло 26 марта: депутат Народного собрания Дагестана Биарслан Касимов около 17:00 подъехал на служебном автомобиле к своему дачному участку недалеко от райцентра Бабаюрт, оставил водителя в машине, но так и не вернулся. Позже был обнаружен его труп с огнестрельным ранением в голову. И в этом случае вероятным мотивом убийства может быть месть – в 1999 г. Касимов возглавляя Бабаюртовский район, формировал ополчение и готовился к возможному отражению боевиков из Чечни.

Поводов для выражения недовольства дагестанской милицией хватает и в Москве. Достаточно сказать, что теракт в Каспийске 2002 г. во время парада, посвященного Дню Победы, организованный "замом" Хаттаба Раббани Халиловым, удалось раскрыть лишь благодаря действиям оперативников, присланных на помощь местным правоохранителям. Сыщики из Москвы приложили усилия и к тому, чтобы задержать виновных в подрыве грузовика с бойцами внутренних войск, отправлявшихся в одну из бань Махачкалы.

Однако до сих пор в республике не раскрыты сотни преступлений, включая знаковые. Например, взрыв в Доме пограничника в Каспийске, когда погибло более 60 человек. Безнаказанными оказались убийства муфтия Сайида Абубакарова, министра финансов, депутата Госдумы Гамида Гамидова и министра по национальной политике, информации и внешним связям Магомедсадиха Гусаева. В этот же список можно добавить и нераскрытые покушения на председателя Народного Собрания Дагестана Муху Алиева, депутата Госдумы Гаджи Махачева и главу правительства республики Хизри Шихсаидова.

...Днем 27 сентября 2002 г. на перекрестке проспекта Шамиля и улицы Батырмурзаева столицы Дагестана сразу две машины боевиков "взяли в клещи" служебную "Волгу" начальника Управления по борьбе с экстремизмом и уголовным терроризмом МВД республики полковника Ахбердилава Акилова. Офицер и его водитель погибли на месте от множественных огнестрельных ранений, а убийцы скрылись на глазах большого количества свидетелей трагедии. Это преступление посчитали вызовом всей системе правоохранительных органов республики. По крайней мере, в МВД Дагестана было сказано много громких слов, прогнозировались серьезные действия в отношении криминалитета и бандитского подполья. Но "дело чести" дагестанским оперативникам раскрыть так и не удалось.

Выбор читателей