Отрыгивая пламенем

Выставка "Поклонение Пикассо", на которой представлены работы великого испанца и художников, посвятивших ему свои работы, открыта в Государственном центральном музее современной истории России


Фото: rg.ru



Прожив почти целое столетие, Пабло Пикассо успел придумать и разработать практически все основные стили и тенденции искусства XX века. Подобно легендарной птице Феникс, он возрождался снова и снова в самых разнообразных формах и обличиях. Уже давно став классиком, он до самой смерти оставался актуальным художником, полностью оправдав почетный статус главного авангардиста.

Творчество Пикассо всегда вызывало самую противоречивую реакцию у зрителей. В 1937 году правительство республиканской Испании назначило его директором знаменитого Музея Прадо. Народная Польша наградила художника высоким орденом, а Адольф Гитлер приказал удалить его произведения из музеев. Трумэн назвал его искусство "развращающим", Черчилль, сам писавший неплохие картины, весьма пренебрежительно отозвался о живописи мастера. Даже лучший друг и соратник Пабло, французский художник Жорж Брак, не смог оценить его новаций: "Что бы ты ни говорил, но твоя живопись – это все равно что предложить нам съесть паклю и запить ее керосином, чтобы затем начать отрыгивать пламенем". "Пикассо – человек, о котором после своего отца я думаю чаще всего. Оба они, каждый по-своему, играют в моей жизни роль Вильгельма Телля. Ведь это против их авторитета я без всяких колебаний героически восстал еще в самом нежном отрочестве", – писал Сальвадор Дали.

Илья Эренбург, присутствовавший на премьере балета "Парад" с декорациями Пикассо, вспоминал ожесточенную драку, начавшуюся между сторонниками и противниками художника как только подняли занавес. Одни называли его "буржуазным растлителем", другие "формалистом", третьи – "большевиком в искусстве".

"Рост 1 метр 68 сантиметров, волосы черные, длинные, усы еле пробиваются, цвет усов светло-шатеновый, одет в костюм-тройку, на голове шляпа, недавно нарисовал картинку, на который изображены иностранные солдаты, избивающие нищего. Получает письма из Испании. Выходит из дому каждый вечер, возвращается часто в поздние часы, иногда вообще не ночует дома" – так выглядел Пикассо в глазах полицейских, долгие годы пристально следивших за художником: для французских властей великий Пабло Пикассо был всего лишь жалким эмигрантом, бродягой-анархистом.

Ему посвящены сотни книг на различных языках. О нем писали Аполлинер и Элюар, Маяковский и Арагон, Пабло Неруда и Кокто, Рафаэль Альберта и Веркор, Макс Жакоб и Незвал; ему посвящали длинные трактаты и восторженные поэмы. А признательные ученики и последователи создавали в его честь свои шедевры.

На выставке работ из собрания из собрания бамбергской Кунстгалериен Боттингерхаус под названием "Поклонение Пикассо" представлены гравюры крупнейших художников всего мира, посвященные великому мастеру. Дань уважения Пикассо отдали признанные лидеры авангарда: Миро, Массой, Липшиц, Мур, Лам, Мата, Беллмер, Гуттузо и Пиньон; европейские и американские абстракционисты: Хартунг, Шумахер, Мазервелл, Твомбли; члены группы "Кобра": Алешински, Корнель, Бюри; ведущие представители американского и британского поп-арта: Раушенберг, Дайн, Лихтенстайн, Ольденбург, Розенквист, Уорхол, Хокни, Тенгли, Ники де Сен-Фаль; участники движения "нового реализма" во Франции: Арман, Христо, Мария и многие, многие другие.

Проект был задуман в 1971 году к 90-летию со дня рождения Пикассо, в нем участвовали 69 крупнейших художников мира. Каждый из них исполнил одну работу, в которой обыгрываются излюбленные сюжеты и стиль мастера. Выставка побывала в крупнейших городах мира – в Берлине, Ганновере, Вене, Мадриде, Амстердаме, Нью-Йорке и Варшаве, а теперь открылась в Москве.

Но настоящим гвоздем программы, безусловно, являются офорты, литографии и линогравюры самого Пикассо. Подобно универсальным мастерам эпохи Ренессанса, он отдал дань самым разным видам искусства. Живописец и скульптор, он много работал как театральный декоратор и график; не раз обращался к искусству керамики; по его рисункам изготовляли гобелены. Пикассо исполнил декорации для многих балетов и иллюстрировал книги: "Неведомый шедевр" Бальзака и стихи Гонгоры, "Естественную историю" Бюффона и "Лисистрату", стихи Элюара "Лицо мира" и "Метаморфозы" Овидия.

В экспозиции выставки представлено сорок гравюр Пабло Пикассо, начиная с иллюстраций к "Неведомому шедевру" Бальзака, созданных в 1930-е годы по заказу знаменитого парижского издателя Амбруаза Воллара, и заканчивая листами на тему "Художник и модель" 1960-х годов. Для уже немолодого, но весьма любвеобильного классика этот, на первый взгляд, традиционный и невинный сюжет стал воплощением довольно смелых эротических фантазий. Близкие отношения натурщицы и мастера символизируют возвышенное слияние искусства и любви. Активная позиция принадлежит, разумеется, художнику: он выступает в роли бога-творца и любовника. Его модели остается подчиненная роль помощницы и кроткой возлюбленной мастера.

Кстати, свою самую "страстную" графическую серию Пикассо создал в возрасте 87-ми лет. Об этом сам он писал так: "Когда я встречаюсь с приятелем, мой первый порыв – засунуть руку в карман, чтобы угостить его сигаретой. Но я знаю, что мы уже не курим. Несмотря на то, что возраст вынуждает отказываться от каких-то вещей, желание остается. То же самое и с любовью. Ей можно больше не заниматься, но страсть-то есть. Поэтому я до сих пор засовываю руку в карман".

Экспозиция открыта до 13 июня.

Выбор читателей