Россия прозевала космический туризм

Российский космоплан мог быть построен как минимум на 30 лет раньше американского. Но если американцы уже вплотную подошли к полетам, то наш корабль пока существует лишь в виде опытной модели




Космонавтика – это вам не бег на месте, где, как известно, "первых нет и отстающих". Здесь все очень серьезно - отставание измеряется не метрами, а годами. Да и сослагательное наклонение тоже не вполне уместно. А как любят его использовать, когда речь заходит о нашем соперничестве с Западом. То-то мы могли бы сделать лучше, это – раньше. Но ведь не сделали же ни раньше, ни лучше. Именно поэтому заявление научного руководителя Института прикладной механики, академика РАН Ивана Образцова хотя и заставляет испытать гордость и одновременно досаду за наших ученых, но и не может не вызвать ироническую улыбку.

Российский космоплан мог быть построен как минимум на 30 лет раньше американского. Так прокомментировал академик И.Образцов сообщение о том, что накануне Федеральное управление гражданской авиации США выдало компании Scaled Composites лицензию на полеты первого частного суборбитального пилотируемого корабля SpaceShipOne на высоту до 100 километров.

По словам академика, российские специалисты еще в начале 70-х разработали проект космоплана, способного перемещать пассажиров и грузы на высоте от 90 до 200 км со скоростью до 30 тыс. км/час. Однако по финансовым причинам этот проект не удалось реализовать до сих пор.

Космоплан, разработанный советскими учеными, предполагалось оснащать ракетными двигателями. По замыслу он мог бы с успехом применяться для космического туризма. Если верить расчетам, полет от Москвы до Нью-Йорка на отечественном космоплане займет всего 50 мин., до Токио - 53 мин., а до Сиднея - 1 ч 6 минут.

Как сообщил И.Образцов, "летные испытания опытной модели в масштабе 1 к 25 прошли успешно, подтвердив правильность геометрии и конструкции суборбитального летательного аппарата".

Теперь внимание: сколько стоит удовольствие прокатиться до Нью-Йорка за 50 минут. Надо заметить, немало. Стоимость вывода килограмма полезной нагрузки на высоту в 200 км составит около $300 для одноступенчатого варианта и порядка $100 для двухступенчатого. Если учесть, что средний вес мужчины составляет 70 кг, нехитрая арифметика приведет нас к стоимости полета, равной $21 тысяче(!).

Однако исходя из того, что были разработаны различные туристические варианты космоплана, позволяющие с комфортом перемещать от шести до тысячи пассажиров на огромные расстояния на высоте около 100 км с максимальной скоростью 30 тыс. км/ч, цена билета окажется в конечном счете более доступной. А перегрузки во время такого полета будут незначительны, примерно такие же, как во время поездки в скоростном лифте.

Космоплан, напоминающий летающую тарелку, имеет округлую форму с двумя хвостовыми пилонами. В передней части фюзеляжа разместится экипаж или груз, в задней - ракетные двигатели. Летательный аппарат сможет функционировать как в пилотируемом, так и в беспилотном режиме. Аппарат длиной 75 м и стартовым весом около 180 т, согласно проекту, планируется оснащать жидкостно-реактивными двигателями, работающими на смеси жидкого водорода и кислорода. "Первая ступень аппарата будет оснащаться шестью ракетными двигателями РД-701 конструкции НПО "Энергомаш" с импульсом удельной тяги в 120 тонн", - уточнил Образцов.

Напомним, что Федеральное авиационное агентство США выдало компании Scaled Composites, возглавляемой известным конструктором Бертом Рутаном, первую в мире лицензию на частный космический корабль SpaceShipOne. Лицензия позволит многоразовой суборбитальной ракете осуществлять полеты на высоте 110 километров. Разработка первого коммерческого космического аппарата проходит в рамках программы X-Prize, в которой участвуют 27 компаний из семи стран мира. Компания, первая запустившая ракету, рассчитанную на трех человек, на высоту 116 км, получит $10 миллионов. По словам Рутана, он хотел бы организовать недорогие космические путешествия. "Уже через десять лет любой человек сможет отправиться в космический полет за деньги, сопоставимые со стоимостью обыкновенного круиза, и насладиться невесомостью", — заявил он.

Выбор читателей