Все-таки в "американской мечте" есть что-то приятное

Если ты корявый, помятый неудачник с вечно недовольной рожей, низкооплачиваемой работой и отсутствующей личной жизнью, ты все равно можешь стать супергероем. С учетом специфики жанра, естественно

Американское великолепие (American splendor)
США, 2003
Режиссеры: Шари Спрингер Берман, Роберт Пульчини
В гл. роли Пол Джиаматти





Как выясняется, все американцы – персонажи комиксов. Все поголовно. Только комикс для каждого свой. Если ты мускулистый "мистер Улыбка", тогда добро пожаловать в дружные ряды супергероев, подобных персонажу Брюса Уиллиса ("Неуязвимый"). А вот если ты корявый, помятый неудачник с вечно недовольной рожей, низкооплачиваемой работой и отсутствующей личной жизнью – тогда тебе прямая дорога в андеграундный комикс. Там ты тоже можешь стать супергероем. С учетом специфики жанра, естественно.

Фильм "Американское великолепие" – это история Харви Пикара. Харви Пикар из тех парней, которые при виде отутюженных молодых профессионалов с голливудскими улыбками обычно говорят: "У! Яппи! Уроды!!!". Харви Пикар не принадлежит к среднему классу. Его дом похож на помойку, он работает в регистратуре местной больницы, от него ушла жена и... еще у него пропал голос. "Моя жизнь – дерьмо", – сипло сообщил он своему приятелю. "Ты прав", – сказал приятель. Приятеля звали Роберт Крамб, и он рисовал комиксы. Крамб стал знаменит и уехал. А Харви по-прежнему был в дерьме. Выход ему виделся лишь один: надо начать рисовать комиксы. Здравая мысль, не так ли? Правда, рисовать он не умел. Но, оказалось, это не беда. Рисовать умели художники (такие специальные люди для рисования), а Харви Пикар комиксы придумывал. Это оказалось совсем не сложно – достаточно просто описать все, что происходит в жизни Харви Пикара. Ведь большинство людей совершенно ничего не знают о жизни вечно недовольного разведенного регистратора из Кливленда. То-то им будет интересно. "Обыденная жизнь – весьма сложная штука", – сказал Харви Пикар и шагнул в вечность.

Главная проблема этого фильма звучит так: "Основан на реальной истории". И как это ни ужасно, это история "американской мечты". Маленький человек из Кливленда, лузер, которому ничего не светило, сделал свою жизнь комикс-сериалом и стал знаменит на всю Америку (что не помешало ему до самой пенсии перекладывать бумажки в регистратуре), попутно обретя благодаря все тем же комиксам жену и даже дочь (приемную; сам он в свое время стерилизовался, чтоб ненароком не наплодить неудачников). Лепота. Первый закон Голливуда: "Что бы американцы ни снимали, все равно получится хэппи-энд". Поймите меня правильно, я вовсе не считаю, что если бы в финале "Американского великолепия" все умерли, кино бы сильно выиграло. Нет. Просто всегда немного неприятно, когда в фильме есть мораль, написанная полуметровыми буквами на кумачовом полотнище. Тут она есть. Никуда не деться – история такая. Ты можешь быть полным неудачником, но если ты будешь достаточно клевым неудачником, то добьешься всего! Противно. С другой стороны, что-то все-таки есть в мерзком позитивизме "американской мечты". По сравнению с распространенным в наших палестинах вариантом – "ты можешь быть полным ... но если у нас будет хороший президент!..".

Отвлекся. Так вот, фильм снимали правильные люди, которым от хэппи-эндов самим тошно. Поделать они с этим ничего не могут (см. Первый закон Голливуда), но страдают очень. Поэтому стараются хотя бы время до хэппи-энда провести повеселей. И у них получается – местами фильм действительно мил и весел, да и после просмотра неплохое послевкусие. Недаром "Американское великолепие" нахватало фестивальных призов, в числе коих даже приз ФИПРЕССИ в Каннах (2003).

Главное достоинство фильма – уникальная изобретательность его авторов. Снимать "Американское великолепие" взялись два документалиста: Шари Спрингер Берман и Роберт Пульчини. Видимо, по своей документалистской привычке они считали, что нет ничего интересней реальной жизни. Если на нее правильно посмотреть. Это где-то роднило их с самим Харви Пикаром. Так вот, Берман и Пульчини собрали свое кино из самых разных кусочков – игровых сцен, анимационных вставок и даже документальных кусков с Харви Пикаром собственной персоной (прототип еще жив; выглядит, правда, паршиво, зато чувствует себя явно неплохо). Есть даже сцены, где в одном кадре можно увидеть и самого Харви, и играющего его Пола Джиаматти. Как это ни удивительно, винегрет получился славный. Калейдоскопом шуток эта комедия не стала (я не сказал? это комедия), обхохотаться не обхохочетесь, есть и длинноты ("обыденная жизнь – весьма сложная штука" (с) Харви Пикар), но в целом кино, повторюсь, вполне симпатичное и нескучное.

Приятного просмотра!

Выбор читателей