Монахини-мученицы запоют в "Геликоне"

Основой сюжета "Диалогов кармелиток" послужил эпизод времен Французской революции, когда за 10 дней до конца якобинского террора, в июле 1794 года, были осуждены и в тот же день гильотинированы 16 монахинь




17 июля 1794 года, за 10 дней до конца якобинского террора, 16 монахинь кармелитского монастыря в Компьене были приговорены к смерти и в тот же день гильотинированы в Париже на площади. В 1906 г. папа Пий Х причислил 16 монахинь к лику блаженных.

В католических орденах существует обычай при пострижении прибавлять к своему монашескому имени какое-нибудь богословское понятие либо имя святого, как бы выбирая тем самым особое покровительство и предмет особого поклонения. Кармелиты – монашеский орден, основанный в 1156 г. на горе Кармеле в Палестине крестоносцем из Калабрии по имени Бертольд. Сарацины в 1238 г. вытеснили кармелитов из Палестины, и они поселились сначала на Кипре, а потом рассеялись по западной и южной Европе. Женский орден кармелиток основан в 1452 г. кармелитским генералом Иоанном Баптистом Соретом.

Спустя 150 лет после мученической казни сестер Гертрудой фон Лефорт была написана новелла "Последняя на эшафоте". Через некоторое время Эммет Лавери приобрел права на превращение новеллы в пьесу и написал драму на английском языке. В 1947 г. отец Бруксбергер (во французском варианте его называют Брукберже) и сценарист Агостини захотели снять по новелле фон Лефорт фильм, диалоги к которому должен был сочинить знаменитый католический писатель Жорж Бернанос. По каким-то причинам фильм не удалось тогда снять. Однако сценарий Бернаноса, ставший его последним произведением, был использован при сочинении либретто оперы "Диалоги кармелиток".

Исполнение пьесы в театре не было согласовано с Эмметом Лавери, и он запретил постановку, заявив о своем авторском праве на использование сюжета в театре. Препирательства, длившиеся долгие месяцы, прервали работу великого Пуленка над заказанной ему театром "Ла Скала" оперой, вызвав у композитора глубокую депрессию.

Тем не менее увидевшая свет в 1956 г. опера "Диалоги кармелиток" – самое яркое сочинение Франсиса Пуленка. Композитор достигает в нем высокой трагической мощности. Выразительные мелодичные женские партии, богатая музыкальная ткань произведения сделали его желанным на сценах крупнейших оперных театров мира. "Диалоги кармелиток" были поставлены в Париже, Лондоне, Сан-Франциско. А партия главной героини – Бланш – украсила репертуар выдающихся мировых сопрано: француженки Дениз Дюваль, новозеландки Кири Те Канава, американки Кэролд Ванесс.

Опера Пуленка затрагивает самые актуальные и болезненные для нашего времени темы. Это момент преодоления страха смерти и обретения истины через веру, тема личной ответственности за происходящее и безнаказанности революционного террора, трагедия уничтожения семьи в мясорубке политических катаклизмов – все это воспринимается нами сегодня через призму печального опыта ХХ века. Однако самой острой нам представляется проблема уничтожения духовности. "Об этом мы и ставим наш спектакль, – говорит Дмитрий Бертман. – Драматический и музыкальный материал оперы дает возможность для ярких актерских и исполнительских работ. А реальность исторических персонажей требует от нас особой деликатности и обдуманности подхода к постановке".

В спектакле, премьера которого состоится в апреле на сцене театра "Геликон-опера", заняты все ведущие солистки труппы: Н.Загоринская, А.Гицба, Т.Куинджи, С.Создателева, Е.Вознесенская и другие. Режиссер-постановщик – Дмитрий Бертман, дирижер – Владимир Понькин, сценография Татьяны Тулубьевой и Игоря Нежного. Опера "Диалоги кармелиток" поставлена в России впервые.

"Геликон-опера", 28, 29, 30 апреля и 4, 5 мая.

Выбор читателей