Пять жизней белокурой бестии

Жизнь Хелены Берты Амалии Рифеншталь, заполненная самыми удивительными приключениями и окутанная самыми невероятными мифами, давно превратилась в легенду. Попытаться понять ее можно на выставке в доме Нащокина




Каждая уважающая себя представительница слабого пола в душе мечтает прослыть женщиной-загадкой. Лени Рифеншталь это, безусловно, удалось. Ее жизнь, заполненная самыми удивительными приключениями и окутанная самыми невероятными мифами, давно превратилась в легенду.

Хелена Берта Амалия Рифеншталь родилась в 1902 г. в Берлине в семье коммерсанта. Ее папаша слыл человеком вспыльчивым и неуравновешенным. Возможно именно благодаря этому Лени с ранних лет отличалась редкостной целеустремленностью и железной волей. Постоянные стычки с отцом лишний раз напоминали, что женщине самостоятельной и материально независимой живется на свете гораздо лучше. В то же время, культ сильной личности навсегда оставит след в ее душе. Не исключено, что самоуверенный и властный Адольф Гитлер вызвал ее восхищение и обожание именно потому, что был слишком похож на ее отца.

Отношения Гитлера и Рифеншталь – одна из самых темных историй ее богатой биографии. Лени не никогда скрывала, что была очень сильно увлечена фюрером, но ни в одном из своих интервью не призналась, что была его любовницей. И по сей день их близкие отношения – лишь плод воображения ее многочисленных недругов. По крайней мере, можно точно утверждать, что знакомство Гитлера и Рифеншталь произошло по ее инициативе.

Услышав выступление фюрера на каком-то митинге, Лени написала ему восторженное письмо. В свою очередь, Гитлер слыл большим ее поклонником. Особенно ему пришлась по вкусу весьма популярная в то время мистическая кинолента "Голубой свет", где Рифеншталь дебютировала и как режиссер. Одним словом, партийный лидер и кинодива нашли друг друга. Так началось долгое и плодотворное сотрудничество Лени с нацистами.

В 1934 г. по личному заказу фюрера Рифеншталь снимает документальный фильм "Триумф воли", запечатлевший митинг нацистской партии в Нюрнберге. Почти семьдесят лет спустя она вспоминала: "Снимая "Триумф воли", я всего лишь реализовала собственные художественные задачи сделать фильм, который не был бы только глупой кинохроникой. Я очень страдала от нападок. Снова и снова люди обижали меня". До конца своих дней Рифеншталь утверждала, что и не подозревала о том, что в действительности творилось в Германии, и, конечно, не думала о маниакальных планах Гитлера по завоеванию мира. Не нам судить об этом – ведь то же самое не уставали повторять после смерти "Великого Горца" откормленные лауреаты Сталинской премии. А "Триумф воли" и по сей день запрещен для публичного показа в Германии

Вторым великим фильмом Лени Рифеншталь стала "Олимпия", посвященная берлинской Олимпиаде. К этому событию режиссер готовилась несколько месяцев, а ее операторам пришлось рисковать жизнью, лежа на спине в обнимку с камерой в специальной яме, вырытой на поле прямо под планкой, через которую перелетали прыгуны с шестом. Зато тело парящего в воздухе легкоатлета принесло Лени заслуженную славу (лента до сих пор входит в десятку лучших фильмов мира) и Гран-при в Венеции.

После окончания Второй мировой войны госпожа Рифеншталь дважды представала перед судом и дважды была оправдана. Для таких, как она, придумали специальный термин: "попутчик" (Mitlaufer). Но мир не забыл Лени сотрудничества с Гитлером. После войны ни один из задуманных ею фильмов не был снят, а в любом ее проекте усматривали пропаганду нацизма.

Так произошло и с серией фотографий, отснятых ею в Африке. Прожив несколько месяцев среди диких нубийцев, Лени выпустила роскошный фотоальбом, откровенно воспевающий свежесть и красоту молодого обнаженного тела, да к тому же еще и черного. Снимки нубийской борьбы, культовых обрядов, танцевальных праздников и боевых росписей на телах юношей вызвали настоящий взрыв критики.

И все же Лени не унывала. В 1976 г. выпустила новый фотоальбом – "Нубийцы као". В 70 лет, переправив в паспорте дату рождения (с 1902 на 1922 год), занялась подводным плаванием, в 97 - пережила авиакатастрофу в Судане, в 99 поднималась в горы, а за неделю до своего столетнего юбилея представила на суд зрителей документальную картину "Подводные впечатления", снятую в глубинах Индийского океана.

Выставка "Пять жизней Лени Рифеншталь" в доме Нащокина предлагает всестороннее знакомство с творчеством этой удивительной женщины. В экспозиции выставки представлены фотографии, снятые Лени во время неоднократных экспедиций в Восточную Африку, биографические снимки и материалы о жизни Рифеншталь. Здесь же будут демонстрироваться фильмы "Триумф воли" и "Олимпия", а также кинолента Рэя Мюллера "Прекрасная и ужасная жизнь Лени Рифеншталь".

Читайте также

Выбор читателей