У России заканчивается легкий газ

Мир постепенно переходит с нефти на газ, однако российским газовикам скоро станет трудно поспевать за растущим спросом: придется копать все глубже и вкладывать в разработку все больше




По расчетам Международного газового союза, к 2030 г. мировое потребление газа может возрасти на 130%, основной прирост придется на Северную Америку и Азию. Для удовлетворения растущих потребностей производство газа в мире возрастет более чем вдвое: с 2,8 трлн до 5,8 трлн кубометров. Таким образом, уже к 2025 г. природный газ станет основным топливом в мире, а нефть будет постепенно сходить со сцены. Да и останется ее к тому времени немного. Зато газа хватит надолго. Эксперты Royal Dutch/Shell подсчитали, что природного газа в недрах нашей планеты на 50% больше, чем нефти (в условно-топливном эквиваленте), и при нынешнем спросе на него разведанных запасов хватит еще примерно на 60 лет. А эксперты ВР уверены, что при проведении должной разведки будет обнаружено еще столько же. Некоторые даже говорят о возможности нахождения таких подземных "сюрпризов", которые обеспечат человечество газом более чем на 200 лет. Правда, во всех этих прогнозах есть одно "но".

Известно, что человек всегда стремится идти путем наименьшего сопротивления, а в области экономики – еще и наименьших затрат. Поэтому неудивительно, что газ, который мы жжем сегодня, добывается из более легкодоступных месторождений, чем тот, что нам придется использовать через несколько лет (то же самое относится и к нефти). Соответственно, когда дешевые месторождения иссякнут, себестоимость энергоносителей будет возрастать, что никак не укладывается в общую логику развития мировой экономики. Разумеется, люди – народ ушлый и что-нибудь придумают, чтобы не платить за топливо больше. Уже начинают использовать водород, пытаются "приручить" и обезопасить термоядерные реакции. Есть и более простые пути, например, развитие технологий сжижения газа, которое позволило удешевить как его производство (за 30 лет на две трети), так и транспортировку (вдвое с 1990 года).

Однако кардинально заменить углеводороды пока нечем, а сама разработка газовых месторождений остается достаточно дорогим занятием. Собственно, поэтому до сих пор энергетики основной упор делают на нефтедобычу. Малькольм Бриндид, управляющий директор Royal Dutch/Shell и президент Shell Gas & Power, подсчитал, что за последнее десятилетие на четыре пробуренные нефтяные скважины приходилась только одна газовая. Причем, как мы уже отметили, все идет к тому, что добыча энергоносителей будет только дорожать. И, возможно, первой, кто серьезно столкнется с этой проблемой, станет Россия.

"Потенциал российской газовой отрасли внушает благоговение, – пишет Financial Times, – страна владеет 40% мировых разведанных запасов газа при отличных перспективах открытия новых месторождений". По оценкам "Газпрома", российские запасы составляют 47,2 трлн кубометров. Западные эксперты полагают, что у России достаточно газа, чтобы увеличивать его экспорт в Европу, одновременно освоить новый рынок сбыта в стремительно развивающемся Китае и еще начать экспорт сжиженного природного газа. Однако этот газ еще нужно добыть, а новые месторождения находятся, как правило, в таких местах, где сплошь снега и вечная мерзлота. И доехать можно только на оленях.

Современные технологии позволяют добывать газ практически в любых условиях, только это требует огромных капиталовложений на этапе освоения, а затем – очень точного и грамотного менеджмента. Российское руководство делает ставку на "Газпром" – единственного монополиста страны, оставшегося нереформированным. Именно ему надлежит осваивать вечную мерзлоту, тянуть туда новые трубы и экспортировать львиную долю российского газа. Сейчас основным потребителем его товара за рубежом является Европа: годовые поставки туда достигли 133 млрд кубометров. Миллер полон оптимизма: "Если рынок Европы в следующие 30 лет востребует еще 130 млрд кубометров, то "Газпром" поставит и эти объемы. Что касается новых рынков, то наша стратегия – это диверсификация сбыта. Мы с большим интересом смотрим на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В первую очередь это Китай, Корея, Япония". Есть даже планы проникнуть на североамериканский рынок.

Путин исключает возможность раздела или приватизации компании. Как-то выступая перед советом директоров компании, он сказал, что хочет, чтобы "Газпром" остался "политическим и экономическим рычагом влияния России на остальной мир". Уж этот рычаг Москва не выпустит из рук!

Но вот иностранцы не в восторге от деятельности "Газпрома". И не только потому, что это один из сильнейших газовых игроков мира, причем состоящий "на службе" у Государства Российского. Дело в том, что он ведет себя как истинный монополист – не слишком эффективно и не всегда дальновидно. Государственная поддержка расслабляет. "После десяти лет безрассудства российский газовый монополист погряз в долгах и столкнулся с угрозой неизбежного сокращения объемов добычи на сибирских месторождениях, которые он эксплуатирует с 1970-х", – пишет безжалостная Financial Times. Весьма показательно, например, что стратегический партнер "Газпрома" немецкий концерн Ruhrgas, в прошлом году планировавший увеличить свой пакет газпромовских акций, переменил планы и решил вложить свободные средства в энергетику Европы, в том числе новых членов ЕС.

Но дело в данном случае даже не в том, как относятся к российскому монополисту на Западе, а в том, как он справится с эпохальными задачами, стоящими перед Россией в связи с расширением и глобализацией международного газового рынка. "По нашим оценкам, будущий спрос на российский газ значительно превзойдет объемы, которые может добывать "Газпром", – говорит Пол Коллисон, аналитик инвестиционного банка Brunswick UBS. В следующем десятилетии основной задачей "Газпрома" будет разработка труднодоступных месторождений. Это потребует "беспрецедентного для России масштаба" инвестиций, считает Коллисон. Многие эксперты сомневаются в способности "Газпрома" наскрести необходимые суммы. В общем, всплывает вечный вопрос: "Где деньги, Зин?"

Однако в "Газпроме" готовы на него ответить. Во-первых, концерн получает неплохую прибыль: в 2003 г. она составила более $6 миллиардов. Конечно, одной прибыли, даже монопольной, маловато будет для масштабных инвестиций. Но можно занять. При запланированных инвестициях в $9 млрд на 2005 г. и $9,7 млрд на 2006 г., "Газпром" намерен занять в эти годы, соответственно, $4,2 и $3,15 миллиарда. Можно частично продаться инвесторам. И в этом году, как ожидается, будут сняты ограничения, связанные с приобретением иностранцами акций "Газпрома". Но кроме того, газовый монополист собирается "диверсифицироваться": отныне он будет добывать еще и нефть. Собственно, практически все мировые энергетические компании занимаются и нефтью и газом одновременно – чтобы не зависеть от конъюнктуры одного-единственного рынка. Создаваемая "Газпромнефть", как ожидается, через 5 лет будет добывать 30-40 млн т нефти и газового конденсата и начнет приносить по $3-4 млрд в год. Так что российские газовики уверены, что им будет что вложить в вечную мерзлоту.

Выбор читателей