Немецкая драма про украинцев

"Дальний свет" - настоящий проблемный фильм, какие были популярны в СССР лет сорок назад. У режиссера Ханса-Кристиана Шмидта каждый герой решает собственную проблему, которая и есть главная движущая сила этой драмы

Дальний свет (Lichter)
Германия, 2003
Режиссер: Ханс-Кристиан Шмидт
В ролях: Иван Шведов, Анна Яновская, Девид Штризов, Збигнев Замаховский




"Дальний свет" - настоящий проблемный фильм, какие были популярны в СССР лет сорок назад. Только в советских фильмах решалась какая-нибудь одна проблема - отказываться или не отказываться от премии, например. У режиссера Ханса-Кристиана Шмидта каждый герой решает собственную проблему, которая и есть главная движущая сила этой драмы. На Берлинском фестивале 2003 г. Шмидту вручили приз международной федерации кинопрессы за "мощную структуру повествования". Он действительно держит всех героев на коротком поводке, не давая им разбрестись по своим странам и сюжетным линиям, стягивая немцев, поляков и украинцев на двух берегах Одера, разделяющего Польшу с Германией.

Ханс-Кристиан Шмидт фиксирует отпечаток, который пограничье накладывает на людей. Фиксирует, стараясь не давать воли эмоциям, оставаясь доброжелательным наблюдателем. Он вглядывается в семью мелких контрабандистов, зарабатывающих на провозе в Польшу сигарет и наблюдает за продвижением польско-немецкого проекта по постройке нового здания, замечает растерянность эмигрантов и метания исконных жителей и смотрит на то, как Европа, "оплот гуманизма", превращается в джунгли.

Француз Седрик Клапиш пару лет назад снял молодежную комедию "Испанка" - оптимистичный взгляд на новую Европу. Сейчас он готовится снять продолжение фильма, включив в действие и Россию. Немец Шмидт снимает о новой Европе драму и делает одними из главных ее героев украинцев. Их группа пытается пробраться в Германию, куда их должны были отвезти, но обманули, оставив у самой границы. В маленьком польском городке Слубице, где они очутились, живут таксист Антоний и его жена Милена. У их дочери скоро конфирмация, а Милену только что уволил Инго, неудачливый бизнесмен из Франкфурта-на-Одере, погоревший на продаже подержанных матрасов.

Западная и Восточная Европа связаны многочисленными нитями - работы, дружбы, любви, но ни один из контактов не просуществует до конца фильма. Молодой немецкий архитектор Филип бросает свою польскую подругу Беату, и их случайная встреча два года спустя ничего уже не может исправить. Безопасно пересечь границу почти невозможно, но, ища, как панацею, новые места, чтобы начать жизнь сначала, герои не всегда осознают, нужно ли им это. Аня и Дмитрий с маленьким сыном на руках возвращаются на Украину только после того, как Дмитрий чуть не тонет ночью Одере.

У самой границы бьются и те, кому не нужно пересекать ее в физическом смысле. У Инго никак не идет бизнес – ну хоть ты тресни! Симона не удерживается на одной работе больше нескольких дней. Антоний не может заработать на платье для дочки, как только в его руках появляются деньги, они тут же снова уходят, утекают, словно воды Одера.

Весь фильм – неутешительный обзор замкнутого круга, по которому движутся персонажи. Большая часть их начинаний терпит крах. Амбициозная задумка Филипа, спроектировавшего фасад нового здания в Слубице, не укладывается в смету. Из группы нелегалов перейти границу удается только настойчивому и удачливому Коле. Если герои и добиваются чего-то, то, кроме вопроса о плате за успех, перед ними встает вопрос об оправданности заплаченной цены, о необходимости жертвы. Антоний сдается, отбрасывает мораль и крадет деньги у Дмитрия и Анны, которым пообещал переправить их в Германию. Он покупает платье для дочки, но бессильно опускается на церковную скамью с ненужной коробкой в руках. За ту ночь, что Антоний боролся с собой, его жена сшила наряд из собственного старого платья.

Новая Европа Шмидта - неуютное место. В вечном поиске счастья ее жители готовы на все. На пограничье добра и зла, благородства и низости каждый выкручивается, как может. Помогают здесь только ради собственной выгоды, те, кто делает иначе, расплачивается за собственную глупость. Людьми управляет желание выжить. Выжить, значит – заработать, заработать и снова заработать. Работать нечестно при этом значительно выгоднее.

Даже самые близкие люди предают: Кристоф, бойфренд переводчицы Сони, старается помешать ей найти Колю, чтобы вывезти его в Германию, юный Андреас выдает полиции своих отца и брата, контрабандистов. Доверие чревато убытком, страданием и болью. Делать добро бескорыстно дано немногим. Симона решает остаться со своим боссом -банкротом Инго, брат Беаты, студент, помогает нелегалам. Достоинство же в этом новом мире заключается в том, чтобы за большее добро отплатить меньшим злом, как сделал Коля, все-таки добравшись до Берлина в багажнике машины Сони - он всего лишь украл фотоаппарат Кристофа.


Смотрите "Дальний свет" Ханса-Кристиана Шмидта в кинотеатрах с 13 мая.

Выбор читателей