Лицо войны. Иракский вариант

Обращение с иракцами на манер кошмарных сценариев из "тюремных" голливудских киносаг показало, сколь пренебрежительно Америка отнеслась к народу, которого захотела осчастливить демократией американского образца


Фото AP



Администрация США в аварийном режиме пытается переломить опасную для себя ситуацию, связанную со скандалом вокруг пыток и издевательств на иракскими военнопленными в багдадской тюрьме Абу Грейб. В бой брошено все – авторитет президента, раскаяние Пентагона, торжествующая Фемида. Все вместе это должно погасить пламя, пожирающее остатки надежд Белого дома представить присутствие американских войск в Ираке и войну, начатую здесь, справедливыми.

"Они хотят навязать именно такой имидж Соединенных Штатов. А мы должны противопоставить их версии наше истинное лицо". Первая леди Америки Лора Буш говорит об арабских СМИ, но "истинное лицо" Америки сегодня тщатся разглядеть и не в арабских странах – чересчур постыдными делами занимались в иракских тюрьмах американские военные, чтобы на это закрыли глаза даже те, кто поддержал Вашингтон год назад.

Вчера шеф Пентагона Дональд Рамсфелд неожиданно появился в Ираке. Рамсфелд захотел проверить, как американские солдаты обращаются с задержанными иракцами. Надо полагать, шеф Пентагона останется довольным – сегодня там вряд ли надевают ошейники, насилуют и натравливают собак. С родины до военных донеслись вести, что делать все это не красиво.

Пытки и издевательства над задержанными иракцами, подавляющее большинство из которых по данным самих же американцев арестованы по ошибке, так сказать, в профилактических целях, выглядят "откровением" только потому, что для противников политики Буша это, по сути, первый реальный повод подвергнуть ревизии все, что делают коалиционные войска в Ираке. Американского избирателя и европейского буржуа можно еще не один год кормить сказками про ненайденное в столь огромной стране оружие массового поражения, про "Аль-Каэду", якобы давно окопавшуюся в Междуречье (что на сегодняшней день безусловно справедливо) и т.п. "аргументами". Там где нет ясности, есть сомнение, есть страх, и на этом можно сыграть. Фото- и видеохроника измывательств над беззащитными людьми примиряет в видении ситуации и тех, кто поддерживал войну в Ираке, и тех, кто выступал против нее. В европейской прессе статья о "несправедливой войне" с приложенной фотографией сидящего на цепи иракского узника уже не выглядят просто пацифисткой. Американцы своими руками вручили оппонентам мощное пропагандистское оружие, способное разрушить то немногое положительное, что все же удалось сделать Вашингтону на Ближнем Востоке.

Перед своей поездкой в Багдад Рамсфелд по запросу членов Конгресса показал им фотоснимки и видеозаписи пыток и издевательств над иракцами в пересыльной тюрьме Абу Грейб. По рекомендации Министерства обороны США эти снимки не предавались гласности, поскольку "они носят слишком откровенный характер". И это еще мягко сказано. Еще раз напомним некоторые факты, которые приводит в своем докладе для Пентагона проводивший расследование по этому делу генерал-майор армии США Антонио Тагуба.

"Я обнаружил, что намеренные злоупотребления в обращении с заключенными персоналом военной полиции включали в себя следующие действия: различные избиения заключенных: пинки, пощечины, удары ногами по обнаженным ступням; фотографирование и видеосъемки обнаженных заключенных мужского и женского пола; насильственное помещение заключенных в различные позы, имитирующие половой акт для фотографирования; принуждение заключенных к тому чтобы они снимали с себя одежду и находились голыми несколько дней подряд; принуждение заключенных мужского пола к ношению женского нижнего белья; принуждение групп заключенных мужского пола к мастурбации, в то время как их фотографируют и снимают на видео; обнаженных заключенных мужского пола сваливали в кучу и потом прыгали по ним; обнаженного заключенного с надетым на голову пакетом помещали на упаковочный ящик, подсоединив к пальцам его рук и ног и к пенису провода для симуляции пыток электрошоком; прикрепляли цепь для собаки к ошейнику на шее обнаженного заключенного, женщина охранник держала его при этом за цепь и позировала для фотографии; охранник совершал половой акт с заключенной; натравливали военных собак (без намордников) на заключенных, чтобы их запугать, по крайней мере в одном случае заключенный серьезно пострадал от укусов; фотографирование мертвых иракских заключенных; на заключенных выливали жидкий фосфор из разбитых химических фонарей; заключенным угрожали пистолетом; обнаженных заключенных обливали холодной водой; заключенных избивали рукояткой от швабры и стулом; охранник из военной полиции собственноручно зашивал рану заключенного, полученную после того, как его швырнули об стену камеры; заключенного насиловали химическим фонарем и, возможно, ручкой швабры", и т.д. и т.п.

В пуританской Америке, пропагандирующей вечные ценности, подобные ужасы могли ассоциироваться разве что с каким-нибудь преступным режимом в одной из стран-изгоев пресловутой "оси зла". Теперь выясняется, что это их ребята и девушки, соседи по дому, коллеги по работе и университету – всегда такие воспитанные, такие добрые, - творили все то, чему нет и не может быть оправдания. Но что тут нового? Мир догадывался, но все же плохо знал, что творилось и творится с заключенными на базе Гуантанамо, как обращаются с пленными талибами* в самом Афганистане. И разве война 35-летней давности во Вьетнаме была с этой стороны гуманнее? Разве все то же самое американцы не вытворяли с "вьетконговцами", и разве не становилось это год за годом достоянием гласности?

Так что если мир в этот раз удивился, то напрасно. Это – лицо войны. Все войны похожи друг на друга, тут нет исключений. Война – это стресс, который всегда кто-то не выдерживает. Америка воюет не часто, но всегда с апломбом. Эти два обстоятельства делают ее солдат особенно уязвимыми. Завтра найдутся психологи, которые докажут, что в условиях отсутствия должной армейской дисциплины американская солдатня, запуганная ежедневными покушениями на свои бесценные жизни, не нашла иного выхода своему страху как вот таким постыдным образом мстить безоружному "врагу". Тем более, что вполне легальные лазейки для этого существовали. Выясняется, что секретными директивами ЦРУ разрешалось подвергать пленных бойцов "Аль Каэды" пыткам – а разве поймешь боец ты "Аль-Каэды" или нет, пока не прибегнешь к пытке? New York Times приводит обстоятельства допроса Халеда Шейха Мохаммеда, арестованного в связи с событиями 11 сентября 2001 года. "Ведущие допрос, - говорится в статье, - постепенно повышали уровень силового воздействия в отношении его, прибегнув в заключение к приему, известному как "погостить в воде", когда заключенного раздевают и заталкивают под воду, заставляя его поверить в то, что он захлебнется". Сам Рамсфельд заявил, что методы допроса, применяющиеся в Ираке, были одобрены юридической службой Пентагона. Речь идет о таких методах, как лишение сна и специальная диета для заключенных. Однако все эти "методы" коренным образом противоречат Конвенции против пыток, которую Вашингтон в свое время благополучно ратифицировал.

Во всей это истории, помимо мерзостей приобщенных к делу материалов, есть еще одно удручающее обстоятельство. Обращение с иракцами на манер кошмарных сценариев из "тюремных" голливудских киносаг показало, сколь пренебрежительно Америка отнеслась к народу, которого захотела осчастливить демократией американского образца. Для сотен иракцев, прошедших через руки армейских насильников, демократия теперь будет в лучшем случае ассоциироваться с железным поводком и металлическим ошейником на их шее.

И начиналось не вполне хорошо, и заканчивается, похоже, скверно…

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей