Сосланные шедевры посетят Москву

Очередная, двадцать третья выставка монументального проекта "Золотая карта" представляет шедевры из собрания Омского художественного музея в залах Третьяковки


Фото: omnii.okno.ru



Государственная Третьяковская галерея продолжает свое эпохальное шествие по российским городам и весям.

Еще каких-то четыреста-пятьсот лет тому назад никакого города Омска не было и в помине. Да и русских людей на том месте особо не видели: в устье сибирской реки Оми бродили исключительно кочующие сибирские татары и дикие племена воинственных и мрачных джунгар. Потом эти лихие места покорил Ермак, а чуть позже туда добрались отряды царской армии, которые первым делом соорудили на берегу реки крепость и острог. С этого момента Омск стал важнейшим культурным и духовным центром Сибири. В прочном том остроге сиживал сам Достоевский, а по Московско-Сибирскому тракту то и дело проходили в ссылку и на каторгу выдающиеся люди России, начиная с Радищева и декабристов и кончая петрашевцами. Впрочем, и среди местных уроженцев было немало интересных людей. Например, крупный ученый Петр Драверт или прославленный своей героической смертью военачальник Дмитрий Карбышев.

Но больше всего на свете жители Омска гордятся тем, что в их городе родился замечательный русский художник Михаил Врубель. Правда беднягу очень скоро увезли куда-то еще – нелегкая офицерская доля мотала его отца по всей матушке-России. Но во всей биографиях в графе "родился" у мастера неизменно стоит город Омск. А многие прогрессивные люди совершенно убеждены, что впечатления от сибирской природы, полученные малюткой в первые два года жизни, сыграли решающую роль в процессе становления художника. В этом убежден поэт Л.Мартынов, посвятивший Врубелю целую новеллу. "Откуда мы знаем, - пишет он, - что и с каких пор человек помнит? И почему бы у младенца Врубеля не могла бы запечатлеться за окном их обиталища какая-нибудь весенняя сирень, расцветшая фиолетовыми звездами на омских задворьях? Да только ли сирень?". Разумеется, Омский областной музей изобразительных искусств по праву носит имя Михаила Врубеля.

Вообще-то самый старый музей города – краеведческий – был открыт еще в XIX веке. Новый, художественный, первоначально существовал в его недрах и отпочковался только в 1924 году. Сначала он поселился в залах губернаторского дворца, а позже в его распоряжение был отдан еще один памятник архитектуры - бывший торговый корпус, построенный в 1914 г. архитектором А.Крячковым и отреставрированный омскими специалистами.

В отличие от многих провинциальных музеев, Омская галерея живет полноценной художественной жизнью: устраивает конференции, поддерживает интернет-сайт, организовывает интересные и оригинальные выставки. Один из последних проектов - "Русские красавицы и модели в Париже 1910-1960 года" - был посвящен фотографиям из коллекции всемирно известного историка моды Александра Васильева.

Коллекция Омского художественного музея удивительно богата и разнообразна. В его фондах хранятся древнерусские иконы, золото сибирских курганов, ювелирные изделия фирмы Фаберже, предметы сибирского крестьянского быта, художественное стекло и керамика, японские гравюры, иранская бронза, картины русских и западноевропейских художников, скульптура, графика, предметы прикладного искусства. Особую ценность представляет коллекция произведений омских художников (А.Н. Либерова, Н.Я. Третьякова и других).

Но подлинная гордость музея – собрание русской живописи второй половины XIX – начала XX века. В экспозиции Омской картинной галереи находятся полотна Ф.Васильева, И.Шишкина, И.Крамского, И.Репина, В.Сурикова, В.Поленова, В.Верещагина, И.Левитана, В.Серова, М.Нестерова, М.Врубеля. Искусство рубежа столетий представлено всеми основными направлениями, от "Мира искусства" и "Союза русских художников" до "Бубнового валета" и художников русского авангарда: Н.Гончаровой, М.Ларионова, В.Кандинского, А.Явленского. Именно эту, лучшую часть коллекции, покажут в Москве.

Конечно, у многих возникает вопрос, каким образом все эти замечательные произведения попали в глухую Сибирь? В первую очередь, из частных собраний Москвы и Петербурга. В 1920-е гг. специальным декретом советской власти был организован Государственный музейный фонд, обязанностью которого было цивилизовано экспроприировать частные коллекции и справедливо делить их, зорко следя за тем, чтобы сокровища не оседали в столичных музеях, а равномерно распределялись по всем городам России. Под этим же соусом работники культурного фронта изрядно подоили музейные хранилища Москвы и Питера. Таким образом в фондах Омского музея оказались произведения, когда-то входившие в собрания Румянцевского музея, Зимнего и Мраморного дворцов, музея Академии художеств, Государственного Русского музея, из собраний Боткиных, Голицыных, Рябушинских, Шуваловых, Юсуповых, К.А. Горчакова, П.П. Дурново и других не менее известных русских коллекционеров. Через Государственный музейный фонд Омск получил и одно из главных своих сокровищ: роскошные плафоны "Цветы", созданные Михаилом Врубелем.


Выставка проходит с 17 мая по 20 июня а ГТГ, Лаврушенский пер.,12.

Выбор читателей