Европа толкнула хохлов в объятья кацапов

Украина вновь добилась от России экономических уступок, ничего не предоставив взамен. Потери российского бюджета будут компенсированы политической лояльностью Украины




Недавнее вступление в Евросоюз десяти новых членов в очередной раз показало киевской администрации, что они чужие на этом празднике жизни. Пессимизм, разлитый в атмосфере украинской политической жизни, не смогла развеять даже победа на песенном конкурсе "Евровидение". Песни песнями, однако экономические проблемы важнее. Недавний социологический опрос, поставивший граждан Украины перед жесткой альтернативой вступления в Евросоюз с установлением жестких границ и визового режима на границе с Россией, или открытия границы с Россией без вступления в ЕС, дал поразительные результаты. 51% выбрал вариант отказа от Евросоюза в пользу экономической интеграции с Россией. И лишь 44% обусловили интеграцию с восточными соседями тем, чтобы эти процессы не помешали возможному вступлению Украины в ЕС. Совсем недавно подобные цифры вызвали бы лишь скептическую улыбку, однако довольно неуклюжие действия европейской бюрократии сделали подобный результат вполне вероятным. Каких только слов не было сказано, чтобы дать понять нашим соседям, что в Европе они лишь нежелательные гости.

Под знаком подобных настроений в Москву прибыл премьер-министр и кандидат на пост президента от партии власти В.Янукович. Тема для переговоров с президентом России В.Путиным и премьером М.Фрадковым была заявлена крайне важная для Украины: создание зоны свободной торговли. В рамках подобного соглашения предусматривается отмена действующих ограничений на импорт украинских товаров и отказ в пользу Киева от НДС, который получает российский бюджет от экспорта на Украину нефти и газа. Нет никаких разночтений относительно того, кто выигрывает от этих мер. По расчетам экономистов Россия, в случае реализации этих планов, недополучит в собственный бюджет порядка 3-4 млрд руб. ежегодно. В.Путин признал, что на первом этапе "будут определенные издержки для российского бюджета", однако в долгосрочной перспективе эффект "будет настолько положительным, что он перекроет, компенсирует прямые потери бюджета РФ".

Нет сомнений, что для России подобные планы носят в значительной степени политический оттенок, нежели реальное экономическое наполнение. Несмотря на то, что товарооборот России и Украины за прошлый год вырос на 30%, для российского экспорта Украина не является доминирующим партнером. Главным образом российские экспортеры видят в этой стране лишь транзитную территорию, через которую проходят в Европу энергоносители. И налоговые потери бюджета РФ несопоставимы с эффектом от открытия рынка для экспорта российских товаров. Между тем для украинских товаров открытый путь на восток весьма важен. Вспомнить хотя бы ввоз труб по демпинговым ценам, не раз вызывавший серьезные трения между нашими странами.

Тем временем украинский премьер дышит оптимизмом по поводу заключения данных соглашений: "Как только эти экономические барьеры уйдут, товарооборот будет расти и, соответственно, будут развиваться наши экономики, структуры которых связаны и фактически представляют собой единый технологический комплекс". "У экономики Украины имеется огромный потенциал. Наши предприниматели уже научились работать, а сам украинский народ очень трудолюбив. Необходимо просто убрать лишние преграды, которые мешают нам сотрудничать", – считает В.Янукович.

Премьер России М.Фрадков, докладывая В.Путину о результатах переговоров с украинским коллегой, сообщил, что "мы договорились в течение двух-трех недель подписать протокол об отмене изъятий, которые еще существуют в рамках зоны свободной торговли. Мы должны уходить от практики барьеров в торговле и обеспечить доступ украинских и российских товаров на наши рынки". То есть позиция, устраивающая украинскую сторону, в самое ближайшее время получит свое документальное утверждение. А значит, для России дружеские отношения с соседом вновь оказались важнее экономических соображений. Что наша страна получает взамен? Лояльного к России кандидата на пост президента Украины и невнятное обещание отказаться от претензий на советскую загрансобственность, споры о которой идут с 1991 года.

Представляя делегации сторон, ведущих переговоры, посол России на Украине В.Черномырдин со свойственной ему непринужденностью сказал: "Это хохлы, а это москали". И, похоже, в этих словах не было ничего обидного ни для одной из сторон. Все понимают, что как ни называй друг друга, в сегодняшней ситуации обе страны обречены на интеграцию и более тесное сотрудничество.

Выбор читателей