Пугающие симптомы "Арт-Москвы"

Из крупнейшего фестиваля актуального искусства "Арт-Москва" превращается в дорогой магазин. Весьма удобный вариант для тех, кто хочет быстро познакомится с последними достижениями современных художников


Фото: vremya.ru



Столичная художественная общественность, увлеченная актуальным искусством, совершенно отчетливо разделилась на два лагеря. Одни – оптимисты – ждут от "Арт-Москвы" чего-то новенького и свеженького. Другие – скептики – давно уже не ждут ничего.

Ярмарка "Арт-Москва" открывается в Центральном Доме художника уже в восьмой раз. "Арт Москва" – это ежегодный художественный форум, на котором, по идее, должны быть представлены самые свежие имена и самые актуальные тенденции современного искусства. От конкурирующих проектов (например, погорельца – "Арт-Манежа") она, по замыслу, отличается наличием некоммерческих экспозиций, всевозможных форумов и семинаров. Вот только количество этих "недоходных" проектов с каждым годом неумолимо сокращается. Еще пару-тройку лет назад разнообразные некоммерческие выставки были гордостью "Арт-Москвы". В этом году их на удивление мало. В основном это иностранные проекты, проплаченные соответствующим посольством.

С одной стороны, подобный дисбаланс можно считать признаком коммерческого успеха современного искусства. В былые времена, когда работы актуальных художников особо не продавались, их авторы нередко устраивали дикие и отвязные перформансы: кусали посетителей, резали живых баранов, писали нехорошие тексты провокационного содержания и просто потешали публику.

С тех пор многое изменилось. Концептуальное искусство вошло в моду, его покупают и коллекционируют весьма обеспеченные люди. Зарезанный баран им не нужен. Постепенно галеристы, художники и даже некоторые критики пришли к выводу, что современное искусство – прежде всего коммерческий проект, многое зависит от раскрутки, от желания и требования покупателя. В свою очередь, кураторы "Арт-Москвы" мгновенно уловили изменение художественного климата и плавно перевели мероприятие в удобное коммерческое русло. Недаром организаторы с гордостью подчеркивают, что ярмарка "благодаря своему регулярному характеру стала одной из основ инфраструктуры российского современного искусства".

И все же, несмотря на грандиозный размах, "Арт-Москва" последних лет обнаруживает пугающие симптомы. Художественная ярмарка неумолимо теряет былую связь со зрителем. Из крупнейшего фестиваля актуального искусства "Арт-Москва" постепенно превращается в модный дорогой магазин.

Впрочем, это по-прежнему весьма удобный вариант для тех, кто хочет быстро и сразу познакомится с последними достижениями современных художников.

Некоммерческая программа выглядит весьма живописно и интернационально. Французы раскошелились на выставку лауреатов премии имени Марселя Дюшана, грузины подогнали своих современных художников, японцы привезли цифровые фотографии Норио Кобаяши, швейцарцы организовали экспозицию работ скульптора с загадочным им именем Нот Витал, а сердобольные финны порадовали актуальным видеоартом.

Из наших соотечественников на плаву остались только несгибаемая Escape с проектом "Художник, погибший под картиной в результате взрыва накануне вернисажа", И.Макаревич и Е.Елагина с инсталляцией "Кладезь жизни" и экспозиция Эрика Булатова, посвященная переводу картины "Опасно" на 12 языков. Еще три проекта: "Искусство и политика глазами студентов", "Промежуточные пространства" и "Выставка из собрания русских коллекционеров" – могут с некоторой натяжкой претендовать на международный статус.

Учитывая ситуацию, сложившуюся на современном российском художественном рынке, наиболее злободневным выглядит французский проект "Выбор Франции". Выставка лауреатов премии имени Марселя Дюшана стала результатом сотрудничества двух ассоциаций частных коллекционеров: Ассоциации по распространению в мире французского искусства (ADIAF), самого крупного объединения коллекционеров современного искусства во Франции, и Клуба коллекционеров произведений современного искусства - российской ассоциации, созданной чуть больше года назад. Главная цель ADIAF – привлечь внимание широкой публики к французскому современному искусству. Коллекционеры сами выбирают, кому присудить очередную премию. Таким образом, рейтинг художника зависит не от расчетов галериста или прихоти богатого заказчика. Оценка людей, действительно любящих современное искусство и разбирающихся в нем, разумеется, более объективна. На "Арт-Москве" французы показывают работы трех первых лауреатов премии имени Марселя Дюшана: Матьё Мерсье, Доминика Гонзалез-Фёрстера и Тома Хиршхорна.

Как всегда, радуют финны. Умение придать особый колорит вечным сюжетам и темам уже принесло мировую славу братьям Каурисмяки. Выставка финской фотографии в рамках последнего фотобиеннале тоже была на высоте. Теперь настала очередь художников. Проект финского видеоарта с романтическим названием "Упрямые сестренки и одинокие мужчины" посвящен, в основном, актуальным гендерным проблемам. Как и во всех лучших образцах финского искусства, в сюжетах, выбранных художниками, преобладают трагикомичные и гротескные черты. Например, "История человека, который замуровал себя в палатке". Или проект "Мальчикидевочка", рассказывающий о нелегкой доле девушек, внешне похожих на мужчин. Все сюжеты метафоричны и по сути посвящены проблеме самоидентификации человека в нелегких условиях современной жизни. Впрочем, благодаря специфическому финскому темпераменту, даже самые печальные персонажи выглядят не слишком мрачно.

Выбор читателей