В "Мечте импотента" Kraftwerk пробило на общение

Последний раз немецкие музыканты давали пресс-конференцию лет 20 назад. Но в России неожиданно разговорились: побеседовали с журналистами о музыке, велосипедах, наркотиках и своих синтетических двойниках


Фото: Юлии Григорьевой



Электронная музыка Kraftwerk всегда ассоциировалась у слушателей в первую очередь с мотивами бездонно-манящего космоса: непривычно-неземными настроениями было пронизано практически все творчество группы; роботы (люди-машины) также замечательно гармонировали с межзвездной тематикой. Поэтому никто не удивился тому, что пресс-конференцию короли синтезаторов решили дать в Мемориальном музее космонавтики, расположенном в цокольном этаже титановой занозы (имеющей в народе язвительное прозвище "Мечта импотента"; о последнем германские гости вряд ли догадывались). Пройдя сквозь ангар с загадочно поблескивающими в полумраке макетами лунохода и прочей космической аппаратуры, журналисты очутились в небольшом уютном зальчике... перед четырьмя стоящими на сцене манекенами, в бесстрастных лицах которых обнаруживалось заметное портретное сходство с участниками группы.

Говорят, музыканты несколько раз уже проделывали подобные трюки, когда организаторы устраивали подобные встречи, забыв спросить об этом самих артистов. Последняя реальная пресс-конференция Kraftwerk состоялась более 20 лет назад – не то в 1981-м, не то в 1982-м. Но для российских журналистов музыканты решили все же сделать исключение – не иначе, в знак уважения к нашей стране – космическому первопроходцу, а может, просто вдохновленные приемом питерской публики накануне. В свою очередь, журналисты не упустили представившуюся им редкую возможность пообщаться, и когда к манекенам на сцене наконец присоединились их живые прототипы, их буквально завалили вопросами. Отвечал преимущественно основатель Kraftwerk Ральф Хуттер; иногда к нему присоединялся другой бессменный участник группы, Флориан Шнайдер.

Свое несколько странное отношение к прессе Kraftwerk объяснили не какой-то скрытой неприязнью (боже упаси, ничего личного!), а творческой концепцией группы. В самом деле, если на протяжении уже нескольких десятилетий они привычно общаются со слушателями посредством электронной музыки с минимумом слов, то, наверное, и какие-то дискуссии вокруг нее по поводу и без становятся просто лишними. Первые три альбома, правда, несут на себе печать эклектики; группа тогда "искала лицо", причем (Ральф особенно подчеркнул это) никогда себя движению хиппи не противопоставляла. "Мы тоже носили длинные волосы, когда были помоложе, и хотя нас отчего-то считали группой, альтернативной "детям цветов", на самом деле мы всегда гораздо больше были озабочены тем, чтобы стать прогерманским коллективом. В то время Европа уже оправилась от послевоенного шока, и для нас очень важно было обрести культурную идентичность как немцам. Кстати, когда вышел наш альбом "Autobahn", это как раз и случилось, нас в первый раз пригласили в зарубежное турне".


Фото: Юлии Григорьевой

Несмотря на "космическое" звучание многих композиций, за новыми впечатлениями в космос Kraftwerk слетать не стремятся. Источник вдохновения музыканты черпают в другом: все они – страстные велосипедисты, их последний диск "Tour De France" этому, собственно, и посвящен. "В альбоме слышны различные звуки, сопровождающие велосипедную поездку: звон спиц, шум ветра, стук сердца... мы хотели показать, что этот вид спорта очень гармоничен – он увязывает между собой, уравновешивает достижения технологий и человеческие возможности; кстати, в этом смысле велоспорт родственен нашей музыке, только технологические возможности в последнем примере относятся не к велосипеду, а к синтезаторам".

Являясь пионерами электронной танцевальной музыки и создав свой собственный микрокосм, Kraftwerk, тем не менее, с интересом следят за новейшими тенденциями в данном направлении. Поскольку программа московского визита группы не ограничивается только концертом и музыканты намереваются "зависнуть" в городе еще на пару дней, они затребовали от организаторов адреса хотя бы самых известных клубов, специализирующихся на такого рода музыке.

После этого сообщения завязалась довольно интересная дискуссия. На вопрос, насколько участникам группы близка эстетика "клубной" электронной танцевальной музыки, те ответили, что в принципе, не видят никаких противоречий. Изначально вся электронная музыка была более универсальной, позднее началось разделение – кто-то стал делать музыку "для ума", кто-то занялся музыкой "для ног". Однако, не успокоился на этом вопрошающий, современная клубная культура зачастую (и это не секрет) напрямую связана с употреблением наркотиков, различных стимуляторов... Наверное, да, отвечали Kraftwerk, но надо знать меру и предел. Вот они, к примеру, знают свои возможности и потому превышать их не стремятся. Это может плохо закончиться. Кстати, на упомянутой велогонке практически каждый год случаются допинговые скандалы. Самый громкий был, когда прямо на трассе гонщик "склеил ласты" от овердоза... Точно так же, к розетке можно подключить синтезатор, а можно и электрический стул...


Фото: Юлии Григорьевой

После этого течение пресс-конференции вернулось к более привычным темам. Упреки в излишней технологичности музыканты отмели с легкостью, разразившись в ответ краткой одой в адрес современных технологий. "Когда мы начинали, в нашем распоряжении были только аналоговые синтезаторы, и каждый новый звук надо было пробовать, каждый раз получались маленькие открытия. Сейчас же мы располагаем огромными возможностями творить все что хотим и как хотим. В этом смысле компьютер наконец-то уравнял композитора с писателем (которому достаточно карандаша и бумаги) – лишь теперь ему уже не требуется огромный оркестр, чтобы его произведение звучало так, каким он его создал. Точно так же, как любой обладатель цифровой камеры может сам теперь снимать в онлайновом режиме окружающую действительность, мы, со своей стороны, считаем нашу музыку непрерывным саундтреком к окружающей реальности".

А вот компьютерных саундтреков к играм Kraftwerk не создавали никогда. "Мы не любим эту индустрию, потому что большинство компьютерных игр построены на агрессии. Нам не хочется в этом участвовать, да и, честно говоря, времени жалко. Наши компьютерные игры – это наша музыка, концерты. Мы очень любим выступать, особенно, открывая при этом для себя новые места. Да и роботы наши сейчас в прекрасной форме..."

На этой оптимистичной ноте пресс-конференция и завершилась: музыканты отправились знакомится со столичными достопримечательностями, оставив на сцене четырех своих пластмассовых двойников, продолжающих все так же бесстрастно взирать на постепенно расходящуюся толпу.

Выбор читателей