Лох – король гномов?

Мультфильм "Ключи от времени" по повести Анатоля Франса – это светлая сказка, созданная светлыми людьми. Большая редкость для сегодняшнего кино и сегодняшней анимации в частности




Конечно, короля звали не Лох, а Лок. Это персонаж сказочной повести Анатоля Франса "Пчелка", по которой снят новый мультфильм под названием "Ключи от времени". Но имя героя, как и его поступок, вызвали горячие споры в кулуарах сразу после премьеры.

Как оказалось, трое мужчин – писатель Франс, сценарист Лурье и режиссер Серегин – создали "женское кино". Они подняли традиционную для искусства тему любви, любовного треугольника, но сделали это (конечно, благодаря режиссерскому оку) чисто, трогательно, наивно. Да еще под небесную музыку Алексея Рыбникова.

В центре сюжета – три фигуры. Прежде всего, вышеупомянутый король гномов Лок, во власти которого – само время. Трудолюбивые гномы не только безустанно ведут свое подземное хозяйство, но и ежедневно заводят Часы времени. Ключи от них, естественно, хранит король.

Героиня фильма – девочка Пчелка, живущая в чудесном старинном замке и не подозревающая о существовании Короля Лока. Третий персонаж – мальчик Жорж, сводный брат Пчелки, который взрослеет и влюбляется в нее. Причем, взаимно. И все бы хорошо, но в "созревшую" Пчелку влюбляется и старый король гномов. Он теряет голову и похищает девушку, остановив при этом Часы времени. "Пока ты со мной, время не властно над тобой!" – сообщает он Пчелке. "Влюбленному трудно оставаться разумным, даже если он гном", – философски замечает голос от автора.

Старый мужчина бросил к ногам юной прелестницы весь мир, а что же она? Она с благодарностью приняла его дары, обучилась у гномов премудростям самых разных профессий, но выйти за Лока замуж отказалась. Причем на глазах у всех его подданных.

– Как она могла?!
– Но ведь там, на земле, такой красивый мальчик!
– Она верная...
– Она глупая...
– Она хитрая! Всему научилась и свалила.
Это женские мнения в зале.

"Я бы сказал по-другому, – резюмировал сценарист Юлий Лурье, вовлеченный в спор как бы со стороны и перешедший на "одесский акцент". – Девочка моя! Я подаг'ю тебе всё. А на шо тебе он, сопливый мальчишка? Посмотг'и на меня, и посмотг'и на него!.."

Прекрасный подземный мир с садами, ручьями и богатствами, конечно же, проиграл белому свету со всеми его недостатками и коварствами. "Зачем разрушать чары? Разве плохо быть зачарованным?" – звучит в фильме "наркоманский" вопрос. Героиня выбирает реальность, и мудрый старик отпускает ее домой.

Пчелка и Жорж обретают друг друга и счастливо живут сто лет. Мораль: любовь – самые верные ключи от времени.

Светлая сказка, созданная светлыми людьми. Большая редкость для сегодняшнего кино и сегодняшней анимации в частности. Это только кажется, что юному поколению требуются экшн и черный юмор. Ничего подобного. Иногда можно и подумать, и посопереживать. Конечно, в первую очередь "Ключи от времени" понравятся девочкам, но если фильм начнет смотреть мальчик – будьте уверены, не оторвется. Сюжет захватывает с первых минут. В первую очередь, благодаря картинкам. Удачно найденное изобразительное решение, стиль сразу настраивают на "средневековое" восприятие действия. В этом заслуга художника Ирины Капраловой, недавней выпускницы ВГИКа. Долгие проходы Короля Лока по подземелью не кажутся затянутыми, а даже наоборот, создают определенное напряжение. Ну а музыка признанного мэтра Алексея Рыбникова украсит любой видеоряд.

Удивительно, что режиссер Сергей Серегин пришел в анимацию из журналистики. Он окончил МГУ, но связал свою жизнь с мультипликацией. И уже его первый фильм "Лукоморье. Няня" взял массу престижных призов и дипломов, продемонстрировав чутье режиссером профессии и владение секретами жанра.

Увидеть новое кино пока посчастливилось единицам. Конечно, на широкий экран в России выходит только полнометражная анимация, а телевидение крутит исключительно "золотую коллекцию", поэтому "Ключи от времени" пройдут на фестивалях и клубных сеансах. Но совершенно точно – будут видеокассеты. Так что рекомендация эксперта: не пропустите!

Выбор читателей