Гибсон ни при чем, просто так совпало

"Основной" конкурс ММКФ порадовал восточным ответом "Страстям Христовым" и неприглядной картиной жизни Португалии. В "дополнительном" показали диковину – албанское кино и корейский эталон абсолютной скуки




Ангулимала (Angulimala) (Конкурсная программа)
Таиланд, 2003
Режиссер: Суттапе Туннирут
В ролях: Нопачай Яянама, Стелла Малуччи

Первый фильм, который увидело большое жюри фестиваля во главе с Аланом Паркером 19 июня, – тайский эпик "Ангулимала" о борьбе учений дхармы и буддизма пару тысячелетий назад. Целью режиссера Сутапе Туннирут было "наглядно показать идею буддизма". Впрочем, фильм доказывает, что компьютерная графика еще не поднялась на тот уровень, где возможно показать сложную работу человеческого духа без эффекта "виртуального шлема".

"Монтаж идей", о котором мечтал еще Эйзенштейн, не удался, поэтому режиссер прибег к привычному средству – музыке, которой намного лучше удается передать ощущения к шокирующим кадрам: миски, полные отрубленных пальцев, запоминаются лучше, чем путь постижения дхармы. "Ангулимала" – своеобразный восточный ответ "Страстям Христовым", хотя сам Сутапе Туннирут отрицает всякое сходство с фильмом Гибсона, наглядно представляющим другую религиозную идею примерно теми же средствами.


ООО Португалия (Portugal Inc.) (Конкурсная программа)
Португалия, 2004
Режиссер: Луи Гуэрра
В ролях: Дього Инфанте, Кристина Кайнара, Энрик Виана, Ана Бустоф

На чей-нибудь вкус, возможно, слишком эмоциональное, но верное по сути описание той "капли воды", где отражается весь мир. Видно, накипело у режиссера Руи Гуэрра, потому что в его фильме высшие политические, экономические и церковные круги Португалии – настоящий гадюшник, где все связаны со всеми узами страха, жажды власти и удовольствия.

Старик-миллионер в кресле-каталке хочет отомстить родной стране за то, что во время революции стал банкротом. Он покупает один из национальных банков, пообещав оставить его в руках государства, а затем продает испанцам. Вокруг него пляшут журналисты, политики, священники и прочие подручные во главе с главным героем Хасинто. Служащий злобного миллионера и друг министра финансов, он большую часть фильма выжидает, словно витязь на распутье, чтобы в последние пять минут ко всеобщему удовольствию быстро навести порядок. По сравнению с общим желчно-сатирическим настроением финал выглядит официально-бодрящим: герой получает место в парламенте, народную любовь и, конечно, любимую женщину; зло наказано, и даже бывший министр финансов находит свое счастье.


Конкурс "Перспективы" включает в себя, с одной стороны, фильмы, уже мелькнувшие на международных фестивалях, что лишает их права участия в главном конкурсе, а с другой – фильмы начинающих режиссеров. Так как в основном конкурсе в этом году тоже немало дебютов, качественная разница между двумя конкурсами – минимальна. Жюри во главе с режиссером Алексеем Учителем начало просмотр с албанской картины "Безлунная ночь".

Безлунная ночь (The Moonless Night) (Конкурс "Перспективы")
Албания, 2004
Режиссер: Артан Минаролли
В ролях: Нико Канхери, Жанк Фагу, Энерита Жани

Редкий албанский фильм на фестивале и редкий фильм вообще. Не попал в основной конкурс, потому что уже был показан в Роттердаме.

Кино составляют немного механически связанные истории: одна про двух пловцов-чемпионов, собравшихся переплыть границу в 80-е, вторая – про деда и внучку, которые в наши дни собираются нелегально уехать из страны. В этом несуразном фильме хороши абсурдистские детали на грани трэша: "видение битвы Сканденберга", которое героям кажется миражом, а зрителям – кадрами из фильма Сергея Юткевича "Великий воин Албании Сканденберг", вмонтированными в рамку окна. Катамаран, сам по себе подплывший к героям в самый подходящий момент. Сцена похищения урны с бюллетенями на голосовании о присоединении к Евросоюзу в маленькой албанской деревушке.

Впрочем, главное в "Безлунной ночи" вовсе не эти эпизоды, а смешные и пронзительные реалии разрушенного быта – поезд, приходящий "когда захочет", люди, стреляющие в других просто так, на спор, толпы, ждущие на берегу, чтобы переправиться на другой, в другую страну, к другой жизни.


Возможные изменения (Possible Changes) (Конкурс "Перспективы")
Республика Корея, 2004
Режиссер: Минь Бен-Гук
В ролях: Чон Чхан, Ким Ен Чхоль, Со Ми Шин

Ленту эту надо рекомендовать особым любителям экзотики – как противоядие.

Два друга лет тридцати едят в ресторанах, трахаются в мотелях со старыми подругами, знакомятся по Интернету и жалуются на жизнь. Все это в "фирменном" неспешном ритме и так скучно, что когда один из героев, проходя мимо, зевает прямо в камеру, он абсолютно точно выражает состояние зала. Зал разражается аплодисментами. Действие распадается на не связанные друг с другом сцены, герои появляются и исчезают, периодически проскальзывают грозные намеки в стиле Линча для бедных – если это издевательство, то даже не изощренное, а удивительно тупое и напыщенное.


Мятежные души (Le anime veloci/Fast Souls) (Панорама "Вокруг света")
Италия, 2003
Режиссер: Паскуале Мараццо
В ролях: Джованни Бриньоле, Габриэль Шарницкий, Элизабетта Д'арко

"Мятежные души" итальянца Паскуале Мараццо в панораме "Вокруг света"– не совсем то, что москвичи привыкли ожидать от кино этой страны судя по периодическим бессмысленным ретро-мелодрамам в кинотеатре "Ролан".

Снятый наполовину на немецком языке, фильм распадается на две истории: о женщине-композиторе, которая узнает, что стала политзаключенной, потому что ее муж и мать шпионили за ней, и о мужчине-проститутке Франческо, который влюбляется в еще одного из шпионов. Несмотря на небольшое количество событий и довольно вялое развитие сюжета, или, возможно, благодаря этому, фильм предельно эмоционально насыщен, и его тяжелую вязкую ткань слегка разряжает лишь присутствие эксцентричной коллеги Франческо – Гьяды.


Благословенная Мария (Maria, llena de gracia) (Панорама "Вокруг света")
США – Колумбия, 2004
Режиссер: Джошуа Марстон
В ролях: Каталина Сандино Морено, Жилье Лопес, Патрисия Раз

Фильм, снятый в рамках проекта для начинающих кинематографистов, который спонсирует американский телеканал HBO, место рождения "Секса в большом городе" и "Клана Сопрано".

Дебютант Джошуа Марстон с многочисленными, часто физиологическими подробностями рассказал историю о колумбийке Марии, которая полетела в Нью-Йорк с нерожденным ребенком и 62-мя пакетиками героина в животе. Особого сходства с библейской историей, несмотря на название, нет – разве что весьма наглядно объясняется, что пути Господни неисповедимы. К тому же, аналогия работает на незамысловатую мораль: эмиграция неизбежна просто потому, что Америка – самое подходящее место для рождения ребенка.

Несмотря на традиционное для малого бюджета пренебрежение к микрофону в кадре, явный талант сценариста и режиссера и красавицы-актрисы вполне заслуженно принесли Джошуа Марстону приз зрительских симпатий на последнем фестивале независимого кино в Сандэнсе и приз Берлинского фестиваля дебютантке Каталине Сандино Морено, который она разделила с самой Шарлиз Терон.

Выбор читателей