В России нет ни секса, ни контрацепции

Повальная необразованность российских граждан приводит к тому, что мы прочно удерживаем одно из первых мест по количеству абортов и скорости распространения венерических заболеваний




Десять лет назад Россию успешно взяла еще одну "высоту": был преодолен эпидемиологический порог заболеваемости сифилисом. В то же время мы прочно удерживаем одно из первых мест в мире по количеству абортов, а также скорости распространения СПИДа и других заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП). Специалисты уверенно называют причину: это повальная необразованность российских граждан в области современных методов контрацепции.

Не прерывайте акт!

В современной медицине принято выделять шесть основных методик предохранения. Главным параметром их оценки является эффективность. То есть количество пар, забеременевших после использования какого-либо метода предохранения за определенный период. Точно так же и с ЗППП, только там считают количество заразившихся.

Самыми древними, можно сказать, в прямом смысле вымершими в Европе и Северной Америке, являются естественные методы. К ним традиционно относят технику прерванного полового акта и календарный метод. Обе технологии обладают низкой эффективностью предупреждения беременности и никак не защищают от ЗППП. Прерванный половой акт, ко всему прочему, просто мешает партнерам получать полноценное удовольствие от происходящего.

Календарный метод, основанный на подсчете дней менструального цикла женщины, тоже дает низкую эффективность. Подсчеты подсчетами, но природа не сделала женщину роботом с раз и навсегда заданными параметрами для размножения. Специалисты в области контрацепции вообще сильно озабочены тем, что естественные методы в России до сих пор слишком распространены. В Европе их перестали использовать после Второй мировой войны, мы же опаздываем на целых 50 лет! Как результат – рост числа венерических заболеваний в геометрической прогрессии. Ведь ни для кого не секрет, что у большинства сексуально активных граждан нашей страны все же больше одного полового партнера за всю жизнь. Стоит ли ее укорачивать и ставить себя под удар?

Резинотехнические изделия

Вторую группу методов составляют барьерные контрацептивы. Сейчас практически всю эту нишу занимают презервативы. Наряду с естественными, барьерные методы – самые распространенные в России. Их эффективность колеблется от 82 до 97%. Общая эффективность снижается за счет неправильного использования и покупки низкокачественных "резинок". Врачи настоятельно рекомендуют покупать презервативы только в аптеках или крупных секс-шопах и только известных марок. Изделия неизвестного происхождения с голыми женщинами на обертке, заполонившие палатки от Калининграда до Владивостока, скорее вызовут аллергию и в итоге порвутся, чем защитят вас.

Презерватив стал настоящей точкой разрыва между обществом и церковью. Многие религиозные структуры, догматически не приемлющие контрацепцию, пытаются доказать бесполезность презерватива. Ватикан пару лет назад даже высказался в том смысле, что презервативы пропускают сквозь свою пористую структуру вирус СПИДа. Мы попросили прокомментировать эту ситуацию представителя одной из крупных компаний, производящей презервативы для российского рынка. "Проникновения сквозь поры презерватива инфекций пока научно необоснованны, – ответили нам. – Исследований такого рода еще не проводились, в том числе не проводил их и Ватикан". Возможно, именно распространенность барьерного метода предохранения и сделала презервативы символом контрацепции даже в глазах ее противников. Парадокс, но ведь есть более эффективные методы предохранения от нежелательной беременности, не вызывающие у представителей религиозных объединений такой критики. Тем более это удивительно потому, что презервативы остаются чуть ли не единственным средством на пути распространения ЗППП. Презервативы со спермицидами (веществами, убивающими сперматозоиды и некоторые виды бактерий) при правильном использовании дают эффективность около 98%.

Целая группа методов сегодня находится на периферии контрацепции. К ним относят спермициды, внутриматочную спираль (постепенно отмирающую), а также стерилизацию с воздержанием. Правда, гели со спермицидами пытаются составить конкуренцию презервативам в деле защиты от ЗППП, но ни один гель никогда не сможет защитить ото всех видов болезнетворных микробов и вирусов. Стерилизация с воздержанием остаются крайне специфическими методиками.

Двойной голландский метод

Современная наука о контрацепции эффективным методом от нежелательной беременности называет гормональные контрацептивы. В 1960 году идея создания гормональных средств контрацепции для женщин она была воплощена в жизнь созданием таблетки от беременности с ударной дозой гормона; с тех пор основной упор научных разработок производителей гормональных средств делался на уменьшение дозы.

Сегодня различают два вида гормональных средств: таблетки с одним гормоном и комбинированные оральные контрацептивы, содержащие несколько видов гормонов. Вторые более эффективны, но все эти препараты можно принимать только по совету врача.

Гормональная контрацепция встречает в России сопротивление со стороны самих потенциальных потребителей. Женщины не хотят принимать таблетки, так как они якобы отрицательно влияют на печень, от них толстеют и прочее. Как отмечают производители, основное недоверие к гормональным средствам исходит от женщин среднего и старшего возраста. В своей молодости они, возможно, имели отрицательный опыт употребления гормонов, а теперь влияют на решение вопроса о выборе средств контрацепции своими дочерьми не в пользу гормонов.

У гормональных средств есть один большой минус – они не предотвращают распространение ЗППП. Приходится использовать "двойной голландский метод". Суть его в том, что женщина принимает гормональные контрацептивы и настаивает на использовании презерватива, если имеет более одного партнера. (Голландские женщины дальше всех продвинулись в использовании гормональной контрацепции. У них до 80% женщин принимают гормональные таблетки. Для сравнения: у нас этот показатель дорос только до 5-8%.)

Но уже сейчас врачи бьют тревогу по поводу одного исключительно российского аспекта использования гормонов. Наши женщины часто прибегают к экстренной контрацепции после незащищенного полового акта (порвался презерватив или просто забыли в пылу страсти): покупается таблетка с убойной дозой гормона, принимается, через 72 часа принимается еще одна. На Западе это делается только в одном случае – если произошло изнасилование.

К сожалению, ответственность за данный вид контрацепции будет лежать в основном на женщине, так как испытания мужских гормональных средств показали их бесперспективность и опасность.

В России секса тоже нет

Социология секса в России неутешительна. По опросам, только 30-40% женщин испытывают чувство удовлетворенности в сексе. Хорошим косвенным показателем статистики выступает распространенность в России такого заболевания как миома (опухоль) матки. У мужчин процент удовлетворенности выше, но все равно не дотягивает до уровня стран высокой сексуальной культуры.

Уровень полового просвещения по регионам России крайне низок. Считавшаяся долгое время патриархальной провинция давно перещеголяла все столицы и промышленно развитые города по числу абортов и венерических заболеваний. Даже СПИД на всех парах двинулся в глубинку. Положительный момент в проблеме распространения ЗППП находится сейчас в плоскости появления новых методов диагностики инфекций. Это позволяет более адекватно оценить складывающуюся картину. А контрацепция выступает одной из базисных форм профилактики.

Главный вопрос не в том, будет ли контрацепция в какой-либо форме пропагандироваться в образовательных учреждениях, в СМИ и на телевидении, а в том – сумеем ли мы преодолеть своё варварское отношение к репродуктивному и сексуальному здоровью нации.

Выбор читателей