Юбилейный Шереметьево "дорос" до хаба

В этом году 11 августа главному аэропорту страны исполняется 45 лет. За эти годы он заслужил международную известность и продолжает оставаться в общественном мнении всего мира визитной карточкой России




В этом году 11 августа главному аэропорту страны исполняется 45 лет. На фоне этого события решение российского правительства о создании специальной автотрассы и железнодорожной ветки, соединяющей Москву и Шереметьево, выглядит как хороший подарок к юбилею. Тем более что аэропорт является очевидным претендентом на роль международного транзитного хаба, потребность в котором у России назрела давно.

Небольшой экскурс в историческое и, справедливости ради отметим, достойное прошлое аэропорта. Изначально Шереметьево задумывался как военный аэродром. При его строительстве, которое развернулось в 1953 г., применялись новейшие достижения инженерной и технической мысли. Назван был аэродром Шереметьевским. Его взлетно-посадочные полосы являлись уникальными в стране, что позволяло на тот момент принимать тяжелые межконтинентальные бомбардировщики Ту-95. В Шереметьевском стала базироваться военно-транспортная авиадивизия особого назначения, выполнявшая задания правительства и верховного военного командования.

В 1959 г. Никита Хрущев (который, к слову сказать, не чурался удачных находок "загнивающего Запада" и с воодушевлением прививал их на советской почве)под впечатлением от лондонского Хитроу поручил Гражданскому воздушному флоту (ГВФ) "довести аэродром до ума" в соответствии с требованиями гражданской авиации. И уже 11 августа 1959 г. на Шереметьевском аэродроме совершил посадку пассажирский Ту-104, на котором персонал аэропорта впервые выполнил полный комплекс технического и коммерческого обслуживания. Так аэродром стал первым в СССР, принимающим реактивные пассажирские Ту-104, а 11 августа с тех пор считают днем его рождения.

60-е гг. в истории нашей аэропортовой деятельности отмечены поиском новых архитектурных и инженерных решений. Советские энтузиасты стремились разработать проекты аэровокзальных комплексов, ни чем не уступавшие сооружениям передовых западных аэропортов. В начале 1962 г. на стол нового руководителя Шереметьева Б.Козина лег проект, который, как выяснил дотошный начальник, был точной копией аэровокзального комплекса Внуково-1. Авторам было предложено создать запоминающийся штрих в облике сооружения. Так возникла известная "рюмка" - посадочная конструкция в форме гриба из сварных металлоконструкций, стекла и бетона. Круглый навес диаметром 86 м накрывает трехэтажный посадочный павильон, тем самым защищая пассажиров от дождя и снега. "Рюмка" и стала той самой уникальной архитектурной доминантой в облике Шереметьева-1.

В 70-е гг. прошлого столетия очередной страницей в истории аэропорта стала спортивная. В преддверии Московской Олимпиады-80 здесь развернулось беспрецедентное по своим темпам и масштабам строительство терминала Шереметьево-2, что окончательно закрепило за аэропортом звание главной воздушной гавани советского государства.

И вот начало ХХI века. Потребности стремительно развивающегося мира диктуют новые условия. Железный занавес остался далеко в прошлом, и мир становится все больше похож на большую деревню: ширятся деловые, политические контакты, все теснее становятся экономические, культурные, личные связи. Люди перемещаются с континента на континент с молниеносной быстротой. И Россия поняла: ей нужен хаб.

Крупный транзитный авиаузел, в котором стыкуется огромное количество международных рейсов, - идея прибыльная и к тому же вполне реальная. Москва по своему географическому положению является идеальной точкой стыковки европейских и азиатских воздушных потоков. В начале лета М.Фрадков поручил Минтрансу разработать концепцию международного транзитного узла и определить базовый аэропорт, наиболее подходящий для этих целей. Очевидно, что претендентов на роль хаба два - Домодедово и Шереметьево. Как по уровню технологического оснащения, так и по возможностям дальнейшего развития они вполне соответствует мировым стандартам. Шереметьево вообще пока единственный в России всепогодный аэропорт. Он сертифицирован по III A категории ИКАО, что позволяет принимать воздушные суда в сложнейших метеоусловиях. Помимо технических достоинств надо отметить факт, что Шереметьево принадлежит государству, а статус государственного аэропорта дает ряд преимуществ. Это не только гарантирует правительству неукоснительное выполнение утвержденных программ обслуживания транспортных потоков, более высокий уровень безопасности, но и позволяет стране заработать немалые деньги. К тому же за 45 лет своего существования Шереметьево по праву заслужил международную известность и продолжает оставаться в общественном мнении всего мира визитной карточкой России.

Выбор читателей