Россия теряет главного союзника в Закавказье

Сегодняшняя Армения имеет колоссальные интересы в России, а Россия - в Армении. Однако нерешительность Москвы может свести на нет все прошлые усилия, и мы не удержим Ереван в сфере своего влияния




Нынешние переговоры в Москве главы МИДа Азербайджана Эльмара Мамедьярова со своим российским коллегой Сергей Лавровым должны в очередной раз затронуть тяжелую для всех заинтересованных сторон тему конфликта в Нагорном Карабахе. До сих пор и Баку, и Ереван, и, возможно, даже Степанакерт, считают, что без участия Москвы этот узел не распутать. Однако вялые инициативы России на этом направлении уже заставили поблекнуть многие надежды. Неудивительно, что и Азербайджан, и Армения обдумывают альтернативные планы с подключением сторонних "наблюдателей", имена которых, впрочем, хорошо известны. Новое здесь лишь то, что даже такой традиционно верный союзник России как Армения, все активнее дрейфует в ту же сторону, в какую чуть ранее стал продвигаться Азербайджан. И пока не похоже, что наш МИД улавливает эти новые веяния.

Россия привыкла, что по случаю и без такового армянское руководство провозглашает здравицы нашим отношениям, "достигшим высокого уровня", "хорошим, как никогда" или "вышедшим на новый виток" – исходя из контекста. Сегодняшняя Армения действительно имеет колоссальные интересы в России, а Россия - в Армении. Основа тесных связей - самая что ни на есть практичная: рост взаимного товарооборота в 2003 г. в очередной раз увеличился и составил $203,3 миллиона. При этом во внешнем товарообороте Армении Россия занимает второе место, уступаю только обороту со странами ЕС. Существует несколько сотен совместных предприятий и все это говорит исключительно в пользу тесноты экономических связей.

Совсем иная картина в политической области. Как и все постсоветское пространство Кавказский регион является площадкой соперничества США и России. И государства Кавказа не могут строить свою политику, игнорируя этот факт. Ни для кого не является секретом проамериканская ориентация нынешнего руководства Грузии и растущее внимание Азербайджана к союзничеству со странами Исламской конференции и теми же США.

России же не настолько сильна, чтобы свести американское влияние в этом регионе к минимуму. Порой, даже такие непризнанные территориальные образования как Южная Осетия, Абхазия или тот же Нагорный Карабах позволяют себе игнорировать мнение Москвы. Нельзя не отметить и повышенную нервозность и одновременно беспомощность России в отношении строительства трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, затрагивающего и стратегические интересы Армении. Позиции Азербайджана становятся все более радикальными, заметно растут его расходы на военную отрасль и укрепляется военно-политическое сотрудничество с США. Видя это, Армения тоже не захотела "держать яйца в одной корзине".

Тесно связанная с исторической родиной армянская диаспора в США устами Армянского Национального Комитета Америки (ANCA) поддержала кандидатуру претендента на пост президента США Джона Керри. Мотивация – обещание признать геноцид армян. Армянское лобби утверждает, что Буш, также обещавший решить этот болезненный вопрос, стал президентом, благодаря отданным за него голосам армян штата Флорида, где решилась судьба выборов в 2000 году. Однако обещания своего не сдержал. И в то же время именно при Буше заметно усилились американо-азербайджанские связи. Теперь армяне захотели перехватить инициативу и получить американский приоритет.

Этот шаг выглядел бы абсолютно нейтральным по отношению к России, если бы в эти же дни правительство Армении не одобрило решение Министерства обороны о присоединении к меморандуму "О командовании и регулировании вопросов деятельности многонациональной дивизии в составе коалиционных сил Ирака", что предполагает отправку в эту страну нескольких десятков военных специалистов. Как известно, Россия до сих пор решительно высказывалась против участия иностранных военных сил в урегулировании иракского конфликта. Однако "самый верный союзник" Москвы об этом как-то позабыл, зато получил благодарственный кивок из Вашингтона.

На Стамбульском саммите НАТО 28 июня было принято коммюнике, в котором Кавказ был назван стратегически важным регионом для Североатлантического блока. В то же время альянс приветствовал решение Азербайджана и Грузии перейти на индивидуальную программу сотрудничества с НАТО, а также реформаторскую деятельность грузинского руководства. Вроде бы Армения тут ни при чем, однако министр обороны страны Серж Саркисян в те же дни заявил, что к концу 2004 г. Ереван также перейдет на индивидуальную программу сотрудничества с НАТО, что позволит более плотно контактировать как с альянсом в целом, так и с отдельными государствами-членами. И первыми в этом партнерском списке, разумеется, стоят Соединенные Штаты.

Обращает на себя внимание тот факт, что в проекте бюджета на 2005 г. США поначалу нарушили давний паритет в военной помощи Азербайджану и Армении – первым предназначалось $8 млн, вторым - $2 миллиона. И только после длительных консультаций американцы переиграли на 5:5. Не исключено, что это связано с высказанным намерением Еревана модернизировать свою систему связи на деньги США. Согласно недавнему опросу общественного мнения, 77% армян желают углубления отношений с РФ. 47% хотят, чтобы в стране были только российские военные базы и еще 21% опрошенных согласны на параллельное размещение баз других стран СНГ (лишь 2,5% респондентов не возражают против размещение военных баз НАТО). Совсем другие настроения наблюдаются в среде, формирующей политическую "погоду" в Армении. Параллельный опрос политических и экономических экспертов дал не утешительные для России результаты: 34% считают, что через 10 лет Армения должна быть в системе безопасности НАТО и только 14% высказались за участие в Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ). Только 30% экспертного сообщества Армении хочет углубления связей с Россией, в то время как сокращения уровня этих отношений – 36%. При этом Турция, у которой с Арменией исторически сложились непростые отношения, удостоилась симпатий 64% опрошенных экспертов, в то время как ограничения отношений с Анкарой хотят только 12%. Но наибольшие рейтинги популярности – у США (76%) и Евросоюза (88%). Пока Москва медлит, в рядах союзников потихоньку начинается и усиливается брожение. Пустить все на самотек – не лучший из вариантов. У России много интересов, но мало надежных партнеров. Ни того, ни другого не должно стать меньше только потому, что нерешительность возводится в степень осторожности.

Выбор читателей