Венские ученые освоили телепортацию

Ученые из Венского университета поставили эксперимент, в ходе которого передали на расстояние свойства частиц света. Квантовые свойства фотонов они телепортировали с одного берега Дуная на другой

Телепортация, известная всем из фантастических книжек и фильмов, стала реальностью – ученые сумели передать на расстояние свойства отдельных частиц без физического контакта. Правда, результаты пока гораздо скромнее того, что умеют выделывать герои популярных романов, но ученые все равно своими достижениями довольны. Эксперимент они провели уникальный, результаты его опубликованы в последнем номере журнала Nature.

Собственно, суть опыта, поставленного физиками из Венского университета, заключается в том, что они телепортировали свойства частиц света на расстояние в 600 м - с одного берега Дуная на другой. Передача осуществлялась по канализационному каналу, проложенному под руслом реки – в нем проходит оптоволоконный кабель, соединяющий две лаборатории, первую из которых окрестили "Алисой", а другую - "Бобом". Во время эксперимента "Алиса" передала три разных квантовых состояния фотонов, а "Боб" сумел их воспроизвести.

Дело в том, что телепортация как мгновенное перемещение объектов на расстояние существует только на страницах фантастических книг, а в научном языке этим термином называют явление, когда частицы передают друг другу основные свойства, или квантовые состояния, без физического контакта. Для осуществления телепортации фотонов используется принцип связанности, или "запутанности", когда две находящиеся рядом частицы сохраняют идентичные свойства даже после разъединения. При этом весь процесс не происходит мгновенно, поскольку ограничен скоростью света.

"Для нас было очень интересно узнать, можем ли мы это сделать за пределами лаборатории - в условиях, которые сегодня используются для прокладки оптоволоконных линий, - заявил один авторов эксперимента, сотрудник университета Руперт Урсин. - Это очень важно, когда речь идет о вложении денег в квантовую коммуникацию". По словам Урсина, следующим шагом к созданию международной квантовой связи должна стать телепортация квантовых состояний с помощью спутника.

Напомним, что ранее другой ученый - Николас Гисин из Женевского университета - удачно телепортировал квантовые состояния по двухкилометровому кабелю. Однако реальное расстояние между двумя лабораториями тогда составляло лишь 55 метров.