Ученые считают "детей" морского бога

Список спутников Нептуна значительно пополнился. У восьмой планеты в Солнечной системе теперь не восемь лун, а целых тринадцать. Однако ученые на этом не угомонились и уже пообещали достать четырнадцатую

Список спутников Нептуна – теперь об этом можно заявить наверняка – значительно пополнился. У восьмой планеты в Солнечной системе теперь не восемь лун, а целых тринадцать. Однако ученые на этом не угомонились и уже пообещали достать четырнадцатую.

Группа астрономов под руководством доктора Кейвлаарса из Национального исследовательского совета Канады наконец подвела итог своим исследованиям о неопознанных вращающихся вокруг Нептуна объектах. "Операция по опознанию лун" проходила при помощи телескопов в обсерватории Cerro Tololo, гавайского телескопа и телескопа Victor Blanco. Для поиска лун была использована техника исследования нечетких объектов в астероидном поясе. Данные были получены еще в 2002-2003 гг., но окончательный вердикт ученые огласили только сейчас.

Итак, Нептуну приписывают наличие еще пяти спутников. Имена пока у них не столько звучные и мелодичные, сколько информативные: S/2002 №1 - №4 и S/2003 №1. Диаметр "находок" – от 30 до 50 километров. По заверениям астрономов, все эти объекты – сплошная космическая загадка. Эксцентрические орбиты лун имеют наклон, но это еще не все: два из обнаруженных объектов вращаются по орбите в направлении, противоположном направлению вращения самой планеты.

О происхождении новых спутников высказывалось множество предположений, однако самым весомым оказалось следующее: таинственные "S" образовались в результате столкновения кометы или астероида с другим спутником Нептуна, Нереидой. Чтобы доказать единое происхождение обломков, ученые должны определить их цвет – если одинаковый, значит, и источник один. Интересен тот факт, что довольно странная траектория, по которой двигаются спутники вызвана их "собратом" – самым большим в "свите" Нептуна – Тритоном, который прилетел к Нептуну с самых задворок нашей галактики: пояса Копейра.

К сожалению, даже в самые сильные земные микроскопы не удастся разглядеть все, что происходит вокруг Нептуна. У него может быть гораздо больше "подчиненных", чем видно нам. Вот, например, на снимках обнаружился еще один крохотный объект. Название ему было дано еще более информативное – c02N4. Возможно, это 14-й спутник. Но чтобы сказать точно, ученым нужно еще собирать и собирать его фотоизображения, стеснительный натурщик постоянно скрывается от человеческих глаз: за все время исследований он появился в поле зрения всего два раза – 14 августа и 3 сентября 2002 года.

Напомним, восьмая планета Солнечной системы Нептун была обнаружена в 1846 году. Единственный земной аппарат, посетивший четвертого гиганта галактики, был американский Voyager 2. Это произошло в 1989 году. Нептун имеет зеленовато-голубоватый цвет – непосредственно из-за недостатка солнечного света. Мало того что он находится очень далеко от Солнца – на расстоянии порядка 4500 млн км, так еще и рассеивает 80% солнечного света, его достигающего. Диаметр планеты почти в 4 раза превосходит диаметр Земли, а объем – аж в 57 раз! Зато обернуться один раз вокруг Солнца Нептун успевает только за 164 земных года.

До сей поры было известно только восемь спутников Нептуна: среди них наиболее "выдающиеся" – Нереида, открытая в 1949 г. Дж.П. Копейром, и Тритон, самый большой спутник (его диаметр составляет 4000 км), открытый в 1846 году. Остальных зовут как обычно незамысловато: Наяда, Таласса, Де спина, Галатея, Нерисса и Протей.