Божественное искусство каллиграфии

С 17 августа в ГИМе проходит уникальная выставка - Исламская рукописная книга. Впервые за сто лет из запасников московских музеев и библиотек извлечены редкостные арабские, персидские и турецкие манускрипты XIII – XIX веков


Фото: museum.ru



Изысканная красота арабского письма давно вошла в поговорку. Конечно, исламским рукописям далеко до уникальных японских или древнеегипетских иероглифов. Но по сравнению с однообразной европейской скорописью любая арабская рукописная книга – просто шедевр.

Среди многих направлений исламского искусства каллиграфия (что буквально означает "прекрасное письмо") занимает особое место: согласно изречениям Пророка, каллиграф, которому удастся переписать красивым почерком Божье Слово (Коран), станет обитателем рая. Каллиграфия начала процветать на самых ранних этапах исламской истории. Очень скоро некрасивые и грубые буквы семитского алфавита превратились в декоративные значки, напоминавшие упрощенные иероглифы. Эта форма письменности называлась куфи (по имени города Куфа в Ираке). Именно такой шрифт использовался для создания самых ранних копий Корана.

В те далекие времена текст Божьего Слова переписывался на специально обработанных шкурах животных тростниковым пером; только начиная с Х в. Коран стали переписывать на страницах обычной формы. Тогда же изменились очертания и размеры букв: вечно "пляшущие" и слишком крупные значки куфи стали аккуратно слитными, ровными и пропорциональными. Появился более округлый и курсивный насх, предназначенный, в основном, для писем и деловых документов.

В первой половине десятого столетия визирь Аббасидов Ибн Мукла завершил разработку куфического стиля, определив некоторые правила, формы и пропорции, которым с тех пор следовали каллиграфы и первый разработал ставшую впоследствии традиционной классификацию арабского письма на шесть стилей: насх (от которого произошло большинство современных шрифтов), сульс (более курсивная разновидность насха), райхани (богато украшенный орнаментальный вариант сульса), мухаккак (жирный шрифт с широкими диагональными росчерками (цветениями), тауки (сконцентрировавший в себе многообразие сульса, в котором все буквы иногда соединяются друг с другом) и рукаи (как правило, используемый ныне для обычного ручного письма в большинстве арабских стран). Из этих шести стилей, а также из куфического в более поздние времена каллиграфы не только арабского мира, но Ирана, Турции и в остальных областях исламского мира детально разрабатывали и развивали другие шрифты.

Самыми искусными каллиграфами считались писцы Оттоманской Турции. Недаром популярная поговорка тех времен гласила: "Коран был открыт в Мекке, прочтен в Египте и написан в Стамбуле". Турки создали изящный придворный изящный декоративный шрифт дивани, придумали стиль мусанна (арабское слово, означающее "двойной"), где одна половина текста является зеркальным отражением другой.

Еще более изобретательной была разновидность арабского письма, которую можно назвать изобразительной каллиграфией: в ней текст (обычно стих из Корана или мудрое изречение) расписан в форме птицы, животного, дерева, лодки или другого предмета. Коранический стих куфическим шрифтом, к примеру, мог быть расписан так, чтобы при этом создавалась картина мечети или минаретов.

Одним словом, арабское письмо – это не просто удобный способ изложения информации, а гигантский пласт исламской культуры. Не случайно в течение нескольких столетий после изобретения печатных машин арабский мир по старинке продолжал полагаться при создании книг (особенно Корана), правовых и других документов на рукописные формы письма. Каждая древняя рукопись неповторима не только по содержанию, но и по стилю, а восточная каллиграфия давно уже стала предметом отдельной науки.

Уникальная экспозиция произведений исламской рукописной книги, приуроченная к Международному конгрессу востоковедов, открылась в залах Государственного Исторического музея. Впервые за сто лет из запасников крупнейших московских музеев и библиотек извлечены редкостные арабские, персидские и турецкие манускрипты XIII – XIX столетий.

В отличие от христианских рукописей, неизменно напичканных всевозможными виньетками и маргинальными миниатюрами, поля арабских книг сохраняют девственную чистоту. Лишь некоторые заголовки могут быть украшены эффектным орнаментом. Тем не менее, хитроумные сплетения арабской вязи приковывают внимание не меньше, чем самый закрученный сюжет европейской картины.

Исключение составляет Коран. Главную книгу ислама всегда украшали с любовью и нежностью. Некоторые листы больше напоминают эскиз для персидского ковра или рисунок роскошного сада, чем страницу текста.

К счастью, кураторы проекта явно стремились показать все возможные типы рукописной книги, создававшиеся в течение многих веков в безбрежном пространстве исламского мира. Поэтому в экспозиции выставки представлены и строгие лаконичные документы, и тексты, складывающиеся в затейливый узор, и прижизненный "Диван" великого Абдурахмана Джами, и труды по мифологии, богато украшенные орнаментом. А поклонников настоящей исламской миниатюры ждет шикарная поэтическая антология персидских поэтов, иллюстрированная сюжетными рисунками.

Выбор читателей