Так, должно быть, пахнет в раю...

Когда-то орхидеи считали дьявольскими цветами, способными высосать душу из любого вдохнувшего их пьяный аромат. Затем, избавившись от суеверий и страхов, люди оценили и полюбили этот удивительный, изысканный и неповторимый цветок


Фото Елены НАЗАРОВОЙ



Орхидея... При упоминании этого слова в носу сразу возникает пряный щекочущий аромат, а воображение рисует непроходимые влажные джунгли и ветви деревьев, покрытые сказочной красоты цветами. Тем не менее, знакомство европейцев с этими удивительными растениями началось значительно раньше, чем нога первого колонизатора вступила на территорию империи ацтеков или государства Великих Моголов.

...Сначала он ощутил легкое дуновение ветра, донесшее ее пьянящий аромат. За этот запах он готов был отдать жизнь: так, должно быть, пахнет в раю, подумал он, и поднял глаза на ту, что вот уже несколько лет являлась смыслом его жизни. Ее фигура, размытая вечерними сумерками, слабо выделялась на фоне зарослей ивняка, и лишь сладковатый дурман выдавал ее присутствие. Сделав несколько шагов, он сжал ее в своих объятьях, окунувшись в копну непослушных волос с вплетенными в них лесными травами. Возможно, именно так европейцы открыли для себя волшебную орхидею средней полосы, сейчас известную как "любка двулистная" или "ночная фиалка".


Фото Елены НАЗАРОВОЙ

Минуло не одно тысячелетие, и вот наконец европейцы открыли для себя просторы Нового Света. Вступив на извилистый берег неведомой земли, он почувствовал легкий трепет и ни с чем не сравнимое возбуждение в преддверии приключений, с которыми ему неизбежно придется столкнуться. Песчаный пляж заканчивался плотной стеной, образованной переплетением невиданных деревьев, такой манящей и такой пугающей. Минуту помедлив, он шугнул навстречу неизведанному и на миг потерял зрение. После яркого полуденного солнца его окутала непроглядная тьма, царящая в этих влажных сумеречных зарослях. Все что его окружало – лишь тяжелый сладкий запах, давящий со всех сторон, мешающий дышать, сжимающий его голову свинцовыми тисками. Отстегнув кирасу, он с трудом смог вздохнуть в полную грудь, и зрение вновь вернулось к нему. Первое что он увидел – золото, рассыпанное везде, свисающее гроздьями с веток деревьев, парящее в воздухе. Золотыми прожилками сверкали листья травы под ногами, горящими в сумеречной тьме брильянтами были усыпаны торчащие с деревьев пучки непонятных комьев, сапфировые бабочки неподвижно замерли над сухим пнем. Приглядевшись, он понял, что все это – диковинные растения, практически висящие в воздухе, оплетающие своими корнями деревья, свисание с каждой пяди свободного пространства. Впервые он видел столь прекрасные растения, казалось, растущие прямо из пустоты. "Дьявольщина! – подумал он. – Но меня наваждением не остановить, я пришел как победитель, и ни один цветок не задушит меня своими корнями, не убьет своим запахом и не соблазнит красотой". Подняв тяжелый меч, он начал прорубать дорогу в этих непролазных дебрях, безжалостно давя золото и серебро лепестков, перерубая стебли диковинных растений и лиан. Похожее впечатление произвели орхидеи на первых конкистадоров. Пораженные величественной красотой и способностью этих растений жить на деревьях и голых скалах, они посчитали их дьявольскими цветами-паразитами, способными высосать душу из любого вдохнувшего их пьяный аромат.


Фото Елены НАЗАРОВОЙ

Прошло еще несколько сотен лет, прежде чем жители Старого Света сумели открыть для себя прелесть этих удивительных растений и избавиться от суеверий и страхов. Третью ночь не могла спать виконтесса де Бильфо. Третью ночь она видела себя в прекрасном колье с голубыми брильянтами и сочными гранатами, и третье утро, просыпаясь, она понимала, что сказочное наваждение рассеивается с первыми лучами солнца, а приглянувшееся ей колье так, по-видимому, и останется в ювелирной лавке. Грустно вздохнув, она накинула пеньюар и прошла к туалетному столику, посмотреть на чудной цветок, который выходила из пучка зелени, в который были обернуты присланные для ее скромной оранжереи клубни лотосов. За прошедший год хилое изломанное растение не только не погибло, но даже дало новый побег, заканчивающийся странным шарообразным стволиком с одним листом. Вот уже третий месяц это чудо растило бутон, и каждое утро виконтесса осматривала растение, с нетерпением ожидая, когда он раскроется. Сегодня ей повезло – на нее смотрел изящный крупный розовый цветок, испещренный красноватым крапом, с лиловым нижним лепестком и тонким нежным ароматом. Вскрикнув, виконтесса поняла, что это за растение – неизвестная до сих пор орхидея. Развернувшись к зеркалу, она с победной улыбкой посмотрела на свое отражение. Уже сегодня вечером на ней наконец-то будут красоваться вожделенные брильянты.

Прошло еще почти сто лет, и в XX веке орхидеи из безумно дорогостоящей утехи избранных превратились в достаточно распространенное увлечение миллионов любителей растений по всему миру. После того как люди научились выращивать эти диковинные растения из семян, после того как появились новые гибридные сорта и открыты тысячи новых видов, человек узнал множество орхидей, способных расти практически в каждом доме. Уже не нужны дорогостоящие оранжереи и целый штат садовников, и сегодня эти диковинные, неприхотливые и достаточно недорогие растения доступны практически любому.

В наше время орхидеистика переживает пик интереса. Любители орхидей по всему миру объединяются в общества, проводят выставки, регулярно встречаются. Есть у любителей орхидей и своя олимпиада, когда несколькими всемирно признанными орхидными обществами лучшим растениям сезона присваиваются награды. В свое время такие награды получали и растения из России.


Фото Елены НАЗАРОВОЙ

Однако в нашей стране это увлечение долгое время не получало массового распространения. Ярко вспыхнув в начале ХХ века, российская орхидеистика, как и многое другое, быстро сгорела с приходом к власти большевиков, и практически до конца 1940-х гг. никто у нас в стране серьезно выращиванием этих растений не занимался. Только с привозом в Россию после войны трофейной коллекции Геринга интерес к ним возобновился. Однако доставка диковинных цветов из-за границы до падения "железного занавеса" была практически невозможна, и лишь сейчас российская орхидеистика обрела свое второе дыхание.

С конца 90-х гг. в России уже сложился достаточно большой круг любителей орхидей. Многое, конечно, приходится начинать заново, ведь практически не осталось мэтров, обладающих широкими познаниями в этой области растениеводства. Однако российские орхидеисты объединились в клуб "Эпифит", где более семисот человек ежедневно обмениваются опытом, дают советы коллегам-новичкам. Сегодня клуб начинает приобретать вес и на Западе, а буквально позавчера на базе ежегодной выставки цветов на ВВЦ открыт первый и единственный в нашей стране специализированный стенд орхидей. Со 2 по 6 сентября в павильоне №69 все желающие смогут насладиться видом редчайших растений, специально к выставке привезенных со всех концов света.

Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы

В Москве прошел мемориальный "Музыкальный марафон поддержки от звезд "Русского Радио". Он призван поддержать и тех, кого коснулись страшные события 22 марта в "Крокус Сити Холле", и всех жителей страны, вселить в них веру. Любовь Успенская исполнила на марафоне два хита

Выбор читателей