Идеалу мужской красоты стукнуло 500

Красавец, от созерцания атлетического стана которого уже пять веков туманятся взоры прекрасной половины человечества, празднует сегодня юбилей. Ровно пять веков назад Микеланджело создал своего Давида




Красавец, от созерцания атлетического стана которого уже пять веков туманятся взоры прекрасной половины человечества, празднует сегодня юбилей. Ровно пять веков назад великий итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт Микеланджело Буонарроти внес последний штрих в свое гениальное творение - статую Давида. Заказ на создание 5,5-метровой скульптуры он получил от властей и начал трудиться над ней в 1502 году.

Для выполнения заказа ему предложили огромную глыбу мрамора, в свое время неудачно использованную скульптором Агостино ди Дуччо, который начал высекать фигуру для собора. Ее пропорции соответствовали идеалу XV в. – узкое и длинное рахитичное тело. И, несмотря на все трудности, связанные с воплощением образа героя во вроде бы неподходящем куске мрамора, Микеланджело с радостью согласился. Позже он писал в одном из своих сонетов: произведение уже заложено в самом камне, надо лишь суметь извлечь его оттуда.

Открытие статуи, которое стало торжественным событием для всей Флоренции, состоялось спустя два года. Она должна была стать символом республики и воспринималась многими современниками именно так.

Позже появились и другие соображения по поводу фигуры Давида. Ведущий английский специалист по гимнастике пилатес заявил, что Давид на самом деле больной, хромой и почти горбатый мужчина. По мнению медика, Давид, будь он живым человеком, страдал бы от искривления позвоночника и болей в бедре. Кроме того, он едва ли мог ходить, поскольку у него неправильное строение пальцев ног. А английские психиатры утверждали, что Давид болен аутизмом.

Как бы то ни было, скульптуру установили на главной площади Флоренции рядом с ратушей Палаццо Веккио. Итальянский историк искусства, архитектор и живописец Джорджо Вазари писал, что Микеланджело "создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, - так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять".

Люди называли ее terribilita – "устрашающая". Мастер изобразил Давида не в виде обычного для того времени хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали до него. Герой скульптора - прекрасный, атлетически сложенный гигант в момент перед сражением, полный уверенности и грозной силы.

В 1873 г. скульптуру на площади заменили копией, а сам шедевр переместили во Флорентийскую академию художеств. Спустя почти 130 лет, в 2002 г. (в преддверии юбилея), статую решили очистить от осевшей на нее за века пыли грязи. Работы продолжались два года. Ученые-реставраторы сняли с поверхности мрамора наслоения, накопившиеся за 500 лет. Реставрация проводилась "сухим методом", без использования воды и химических средств. Статую отчистили с помощью специального раствора, рисовой бумаги и тонких кисточек, а затем отполировали лоскутками материи и замши.

Сегодня в честь юбилея Давида в городе пройдут концерты, фейерверки и выставки.

Выбор читателей