Экологическая чистота на ярлыках и в жизни

Выводы экспертов российского рынка экологических продуктов пока не радуют. Оказывается, на каждую вторую упаковку производитель наклеивает собственные фантазийные измышления на тему экологичности товара




На состоявшейся вчера в Москве международной научно-практической конференции "Перспективы развития российского рынка экологических продуктов питания в условиях экспансии современных технологий" основной темой обсуждения был сам по себе экологически чистый продукт. Оказывается, если в США, например, вам дадут четкое определение такового, то в России имеют очень отдаленное представление о том, что это за зверь и с чем его надо есть.

В ходе конференции неожиданно выяснилось, что наши производители упорно притворяются и делают вид, что чуть ли не в лицо видели этот самый экопродукт. Не поверить им сложно: специальный значок, свидетельствующий о привилегированных условиях выращивания сырья, наклеивается на половину всех упаковок. Так что ничего удивительного в том, что смысл конференции сам по себе свелся к нулю: Россия уже давно только и делает, что жует экологически чистое сырье в условиях экологически чистого воздуха, где вымерли все бактерии и ни один микроб носа не кажет.

В действительности же дела обстоят довольно-таки серьезно. Хитроумные производители, наклеивая на свои упаковки этикетку "Экологичный продукт", повышают цены на него на 20-30%. Игорь Симкин, руководитель компании "Московские экологичные продукты", напомнил, что после отмена ГОСТа, в котором было определено, какую информацию писать о товаре, весь пищепром бросился как в омут с головой в самодеятельность. Естественно, для того, чтобы определить теперь, какой канцероген запрятался в толстом слое шоколада, нужно проводить специальную экспертизу. Столичное правительство с этой целью приняло постановление "О мерах по экологической оценке продукции, реализуемой на потребительском рынке Москвы" от 16 сентября 2003 года. В ближайшем будущем, при первой же возможности оно будет реализовано. Тогда право наклеивать специальный значок, символизирующий экологически чистое содержимое, будет получать только тот производитель, который пройдет сертификацию в Госсанэпиднадзоре. К сожалению, проходить эту сертификацию фирмы будут только раз в год, но, если отойдут от установки на чистоту, то своего дубового листочка с голубой капелькой – так будет выглядеть спецсимвол – лишатся. Нарушителей ко всему прочему будут еще и штрафовать.

Другая важная проблема, которую обсуждали на конференции, - генетически модифицированные продукты. Аркадий Злочевский, один из организаторов конференции, активно высказался в пользу ГМО и представил на обсуждение наглядный пример. Если сравнить обыкновенную свеклу с генетически модифицированной и посчитать количество ядов-химикатов, использованных для выращивания обычной, то окажется, что ее и в руки-то опасно брать. 22 яда в одной только свеколке! На этом фоне ГМО резко выигрывают, поэтому могут и должны заноситься в список экологически чистых продуктов. Противники этого заявления могли лишь в очередной раз нагнать страху на потребителей, напомнив о многочисленных свидетельствах вреда ГМО. Вместе с тем было отмечено, что России необходимо перенимать систему оценки качества, которая принята в Европе, ведь по правилам Евросоюза и речи быть не может о том, чтобы включить ГМ-продукты в список экологически чистых.

Выбор читателей