Путин продолжает поиски наследника

Оживленная деятельность Дмитрия Рогозина после теракта в Беслане наводит на мысли, что глава "Родины" – возможный преемник Путина, куда более жесткий в вопросах борьбы с террором




Сегодня депутаты Госдумы собрались на свое первое после летних каникул пленарное заседание. Начало осенней сессии приходится на драматичный для страны период, и от народных избранников ожидают решительных действий. Тем более что продемонстрированная в ходе бесланских событий инертность парламентариев уже стала поводом для критики со стороны их же коллег по цеху.

Так, более двух недель назад руководитель "Родины" Дмитрий Рогозин подверг резкому осуждению Совет Государственной думы, не прервавший депутатские отпуска с целью проведения экстренного заседания в связи с массовой гибелью детей-заложников в Беслане. Это обстоятельство, по словам Рогозина, "закономерно ставит вопрос об антинародности нынешней Думы и необходимости досрочных парламентских выборов для преодоления кризиса власти".

Тогда же Рогозин потребовал от президента роспуска правительства и отставки руководителей силовых ведомств "в связи с допущенной ими халатностью, повлекшей многочисленные человеческие жертвы среди мирного населения от рук террористов". Инициативы Рогозина были восприняты депутатами с осторожностью.

Для вынесения вопроса о вотуме недоверия правительству на голосование в Госдуме Рогозину требуется 51 голос к имеющимся 39 фракции "Родины". Ясно, что на консолидированную поддержку единороссов, располагающих конституционным большинством, он рассчитывать не может. На помощь Жириновского - тем более. Ведь Владимир Вольфович просто не согласится выступать "вторым номером" в таком принципиальном вопросе.

Пока нет взаимопонимания и с коммунистами. Фракция КПРФ до сих пор не продемонстрировала особого желания поддержать инициативу "Родины" о сборе подписей под требованием начать процедуру отставки правительства. "Мы за правительство Фрадкова не голосовали, не голосовали и за проводимый в стране курс", - заявил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Тем не менее, по данным из осведомленных источников, заместителю председателя фракции КПРФ Сергею Решульскому и первому заместителю председателя компартии Ивану Мельникову были даны указания продолжить переговоры с Дмитрием Рогозиным по данному вопросу. Зюганов выдвинул условие: "Мы будем готовы поддержать инициативу "Родины", если они согласятся записать в обосновании своей позиции, что мы коллективно требуем не только отставки правительства, но и президента". Но вряд ли Рогозин с этим требованием согласится.

Впрочем, не исключено, что Рогозину удастся переманить на свою сторону часть единороссов. Прецедент уже был: в конце августа фракция "Единая Россия" в самарской губернской Думе в полном составе шести человек переметнулась под стяги "Родины". Во всяком случае, нынешняя аморфная политика ЕР этому только способствует.

Однако действия и заявления Дмитрия Рогозина могут трактоваться двояко. Возможно, он ведет гораздо более серьезную игру, ставка в которой - статус преемника Путина в 2008 году. Если не раньше. Если исключить эмоции, то следует признать, что Дмитрий Рогозин сделал очень сильный ход. И теперь всем политическим игрокам в России придется проявлять комбинационный талант, тактическое зрение и умение считать варианты вплоть до глубокого "эндшпиля".

Прежде всего, необходимо понять, является ли рогозинская атака на правительство скрытой формой атаки на самого Путина? Ведь всем хорошо известно, что нынешнее правительство - прямая креатура президента, начиная с неожиданно вызванного из Брюсселя Михаила Фрадкова и заканчивая руководителями федеральных служб и агентств. Создавалось оно как альтернатива ельцинскому правительству первого президентского срока и может считаться вполне путинским. Требуя отставки этого новорожденного детища президента, Рогозин вольно или невольно ставит вопрос об ответственности самого Владимира Владимировича. И, сказав, "А", он, вроде бы обязан произнести "Б". И не произнес ли он это "Б" еще летом, заявив своим тульским соратникам по партии: "Если бы Путин сделал ставку на патриотическое движение, был бы совершенно другой результат. Пока он не готов"?

Впрочем, логика политических шахмат оставляет Рогозину и другие возможности. Например, он может мотивировать свою позицию тем, что, возлагая всю вину за Беслан на правительство, он тем самым выводит из-под удара президента. И что действует он не против Путина, а в его интересах, причем в момент, когда обществу нужен козел отпущения, да посолиднее. Эту схему, кстати, только что использовал президент Северной Осетии Дзасохов, которому подыграл сам Путин, отправив в отставку руководителей МВД и ФСБ республики.

Если это так, то требуется просчет варианта игры "в четыре руки". Сам президент, безусловно, потрясен событиями в Беслане и как нормальный человек не может не ощущать своей вины за случившееся. Именно как человек, но не как политик. Его кредо - "мочить террористов в сортире" - не отменено и не пересмотрено, просто его не удается последовательно и эффективно воплотить в жизнь.

Нет, Владимир Путин отнюдь не готов признать свое поражение в войне против басаевского террора. Но, может быть, он всерьез раздумывает над тем, чтобы уже сегодня позаботиться о преемнике, который не только не уступит, но и превзойдет его в жесткости противостояния террористам. Если выбор действительно состоялся, то, конечно, Владимир Путин хотел бы видеть в своем преемнике кого-то вроде Дмитрия Донского - первого победителя "исламских террористов" тех времен. Несмотря на их дальнейшие вылазки, на протесты внутренней правозащитной оппозиции, на прессинг западных СМИ и двусмысленную позицию развитых (особенно европейских) демократий.

Кандидатура Рогозина в этой связи может оказаться вполне приемлемой. Провозглашенный им накануне прошлогодних думских выборов лозунг - "Мы вернем себе Россию!" - вполне гармонично вписывается в контекст нынешних политических реалий. Именно он хоть сегодня готов присоединить Севастополь, косу Тузла, да и весь Крым. А заодно Абхазию и Южную Осетию. Добавленный к лейтмотиву национальной гордости сильный левоцентристский акцент социальной справедливости неизбежно превращает Рогозина в реальный козырь в этой игре. Козырь, который, возможно, даже будет разыгран раньше сроков.

Выбор читателей