Дело о сушке питерского белья решат в Страсбурге

Судья Европейского суда по правам человека в Страсбурге г-жа Андерсон пообещала петербургской пенсионерке Лидии Тумасовой, что исход ее дела о праве сушить белье на чердаке родного дома будет благополучным




Петербургская старушка Лидия Тумасова отстаивает в в Европейском суде по правам человека в Страсбурге право сушить белье на чердаке. После неформальной встречи в Москве с одной из судей высшей европейской юридической инстанции она заявила, что рассчитывает на позитивное решение.

"Я встретилась с госпожой Андерсен, которая сказала, что мое дело должно быть рассмотрено в течение трех лет с момента подачи заявления. Конечно, мне уже больше семидесяти, но судьихе я сказала – ничего, доживем", – сообщила Тумасова. Эта знаменитая на весь Питер пенсионерка более пяти лет ведет борьбу с городскими властями и соседями, незаконно, по ее мнению, захватившими общий чердак в доме 12 на Малой Конюшенной улице, где она живет. Иски против оккупировавших мансарды нуворишей и районной администрации она подавала во все российские судебные инстанции.

Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению жалобу старушки, оспаривающей передачу в собственность чердака, в мае. Тумасова сообщила, что дом, в котором она живет, построен в 1825 г. и именно с этого времени жильцы всегда сушили белье на чердаке, а в подвале держали дрова.

Кому-то может показаться странным, что мокрые простыни сушат не на балконе или в ванной, а в мансардном помещении. Однако следует отметить, что именно для Северной столицы это весьма распространенная традиция. Когда-то она существовала и в других местах, но сохранилась лишь здесь. А петербуржцы, как известно, цепко держаться за своеобразную "мифологию" и обычаи города на Неве, какими странными они не казались на первый взгляд. Только человек, не знающий историю материальной культуры последних полутора столетий, может посчитать, что сушить белье на чердаке – причуда выжившей из ума старухи.

Поэтому принятое год назад постановление Госстроя РФ, запрещающее использование чердачных помещений под мастерские, склады или для сушки белья, хотя и разумно с точки зрения пожарной безопасности, но по сути своей выступает против десятилетиями устоявшихся обычаев и в чем-то оскорбляет стариков – их приверженцев.

Кроме того, не следует забывать, что в Питере гораздо большее количество населения проживает в исторической части, в старинных домах, в том числе в памятниках архитектуры. Малая Конюшенная – это центр города, заповедная зона. И пожилая женщина, чтобы не портить поэтический петербургский ландшафт развевающимися пододеяльниками и панталонами, прятала их подальше от посторонних глаз. "У меня семья из четырех человек, и сейчас у нас в коридоре и на кухне, между прочим, небольшой, натянуты веревки. Никакой культуры, даже в гости никого не пригласить! Да и сырость в нашем климате совершенно не к чему разводить. Чердак - это место общего пользования, и на этом я буду настаивать", - подчеркнула пенсионерка.

Проблема осложняется еще и тем, что "злоумышленником", оттяпавшим у бабы Лиды законную территорию для сушки белья, является бывший губернатор Владимир Яковлев. В 1997 г. он вместе с родственником Андреем Яковлевым захватил чердак и решил устроить там что-то вроде гостиной для организации вечеров. Именно в результате этого самоуправства Лидия Тумасова подала свой иск.

Тогда районный суд признал ее правоту и постановил освободить чердак, но ответчики написали апелляцию, и следующая инстанция отменила решение. Пенсионерка, однако, не сдалась. Она засела за книги о юриспруденции и пошла по инстанциям дальше – в городской и Верховный суд. И когда все отечественные варианты были исчерпаны, пожилая женщина обратилась в Страсбург. А теперь, когда получено подтверждение, что дело обязательно рассмотрят и скорее всего даже решат в пользу истицы, Яковлев рискует попасть в очень неприятное положение. Потому что чиновников такого уровня Страсбургский суд еще не судил. Особенно за выстиранное белье.

Выбор читателей