Президент стал цементом для вертикали

Общественность будет избавлена от тяжелой работы считать губернаторские сроки. Два срока отсидел, три – никакой принципиальной разницы. Сколько президенту захочется, столько губернатор и будет сидеть




Вчера президентский законопроект, посредством которого уже со следующего года начнут менять порядок формирования исполнительной власти в регионах, поступил в Государственную думу. Там его с нетерпением ждали еще с понедельника – как-никак, президент пообещал. Но только во вторник к трем часам пополудни, наконец, дождались: в Управлении документационного обеспечения нижней палаты парламента официально зарегистрировали поступление документа, доставленного офицером фельдъегерской службы.

Проект содержит поправки в два действующих закона: "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Поправок набралось на 22 страницы.

Одобрять президентскую инициативу – по крайней мере, на словах – депутаты начали задолго до того, как получили ее на руки. Вчера вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин проникновенно объяснял журналистам, что реформа избирательной системы позволит повысить ответственность власти перед обществом и государством. Мол, до сих пор главы регионов имели неограниченную власть, однако нигде не были прописаны их обязанности. "Еще не было прецедентов, когда губернатор был отозван досрочно", – отметил он. Теперь же в случае неэффективной работы губернатора его вроде как можно будет переизбрать.

Если же верить пояснительной записке к законопроекту, предложенные поправки лишь "уточняют" основания и порядок отстранения от должности высшего должностного лица. (Напомним, что два года назад закон "об общих принципах" уже поправили – тогда президент получил возможность при определенных обстоятельствах вводить в регионе "внешнее управление" – в случае стихийного бедствия, задолженности, превышающей треть объема бюджета, или если губернатор принял незаконное решение. Эти возможности, впрочем, президент так ни разу и не использовал.) Теперь все становится еще проще – основаниями для отстранения глав исполнительной власти на местах может стать "ненадлежащее исполнение" обязанностей. Или просто "утрата доверия президента".

Выразить недоверие губернатору (президенту республики) скоро смогут и законодательные собрания регионов – но в таком случае соответствующее решение они должны отправить на рассмотрение президенту. А тот может с ними согласиться – и назначить врио губернатора до вступления в должность лица, наделенного всеми полномочиями главы региона. А может и не согласиться. Без далеко идущих последствий.

Кто и как будет наделять полномочиями губернаторов, все уже поняли. Это станет почетной обязанностью региональных законодателей. Кандидатуру главы представляет президент (не позднее, чем за 35 дней до истечения срока полномочий действующего), а местное законодательное собрание обязано в течение 14 дней это предложение рассмотреть. Имеет право даже отклонить – в таком случае президент в течение 7 дней должен сделать повторное предложение (ограничений на повторное выдвижение одной и той же кандидатуры законопроекте не предполагает). Но это уже будет предложение не из тех, от которых отказываются, потому что, по аналогии со схемой утверждения правительства, президент получает право несговорчивых законодателей распустить. А до того, как выберут новых (на что по закону отводится не более 120 дней) вправе назначить временно исполняющего обязанности губернатора.

Зато теперь общественность будет избавлена от тяжелой и неблагодарной работы считать губернаторские сроки. Два срока отсидел, три – никакой принципиальной разницы. Сколько президенту захочется, столько и будет сидеть. Новый закон хоть и сохраняет такое понятие, как срок полномочий (устанавливается местным законодательством, но не может превышать пяти лет), однако делает его сугубо декоративным явлением.

Теперь главная интрига сезона в том, кто из губернаторов успеет проскочить в сравнительно небольшой временной зазор, оставшийся до того момента, как властную вертикаль зацементируют наглухо. Во фракции "Единой России" намерены подчеркнуто соблюсти весь регламент прохождения ответственного законопроекта по законотворческим инстанциям. Поскольку он затрагивает предмет совместного ведения Центра и субъектов, процедурой предусмотрен промежуток в 30 дней до первого чтения – на согласование с регионами, которые должны успеть прислать свои заключения. И еще столько же до второго. Потом Совет Федерации. Получается, что новый закон поспеет приблизительно к середине декабря. Под угрозой срыва оказались несколько региональных предвыборных кампаний – в Волгоградской, Ульяновской, Брянской, Камчатской областях. Это не считая самарского губернатора Титова, досрочные выборы которого так некстати "тормознул" Центризбирком. В списке "рискующих" также президенты республик Хакасия и Марий Эл. Зато у избранных в последний момент губернаторов есть хороший шанс пересидеть действующего президента – вот заместитель главы кремлевской администрации Владислав Сурков уже подсчитал, что новая система формировании органов власти на местах завоюет всю территорию страны только к 2009 году. Впрочем, понятно, что к стратегически важному 2008 г. вертикаль, опирающаяся прежде всего на доверие президента, будет укреплена наглухо.

Выбор читателей