Древний уродец был другом женщин и кошек

Кривоногий карлик с уродливой рожей, одетый в львиную шкуру, давно привлекает внимание египтологов. Он считается хранителем очага, покровителем женской красоты и непримиримым врагом крокодилов


Фото: museum.ru



C античной мифологией у нашего общества нет никаких проблем. Кому за это сказать спасибо – неизвестно. То ли слепцу Гомеру, то ли великому автору адаптированного издания мифов Древней Греции Куну, то ли Уолту Диснею... Так или иначе, все мы наслышаны о громовержце Зевсе, гневливом Посейдоне и красавце Аполлоне. Астрономам есть что порассказать о Марсе и Венере, а психологи давно интересуются личностью царя Эдипа. В то же время, гораздо более древняя и не менее интересная египетская мифология, несмотря на все усилия Идианы Джонса и других выдающихся персон, остается для нас тайной за семью печатями.

Прежде всего, в этом виновата необычайно сложная система древнеегипетского пантеона. Ленивые египтяне не удосужились выстроить твердую мифологическую вертикаль, поэтому иерархия местных богов чрезвычайно запутана. Кроме того, каждый крупный город норовил выбрать себе отдельного бога-покровителя и, в общем-то, плевать хотел на "крышу" соседнего поселения. Если прибавить к этому, что многие божества имеют несколько воплощений (в том числе и в виде животных), а также порой сочетают немало противоречивых магических функций, становится очевидно, что разобраться в этом хозяйстве простому смертному совершенно не под силу.

К счастью, на свете еще существуют безумные маньяки-специалисты, готовые положить жизнь на то, чтобы раскрыть человечеству тайну какого-нибудь загадочного божества. Сегодня они представляют в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина выставку, посвященную древнеегипетскому богу Бесу (или Бэсу).

Этот кривоногий карлик с большой головой, в тиаре из перьев, одетый в львиную шкуру, давно привлекает внимание исследователей. Официально он считается хранителем домашнего очага и покровителем женской красоты, однако известны его изображения с ножом в руках ("Бес-воин") или танцующим с музыкальным инструментом – в этом образе ему поклонялись как богу веселья. В любом случае, Беса легко отличить по характерной уродливой бородатой роже, искаженной гримасой (считалось, что его уродство отпугивает злых духов). На выставке представлено более 250 экспонатов с изображением Беса, значительная часть которых датируется II тысячелетием до нашей эры.

Этой уникальной коллекцией ГМИИ обязан выдающемуся русскому ученому-востоковеду, собирателю древностей Владимиру Голенищеву. В конце XIX в. сей прозорливый муж совершил весьма познавательное путешествие в Египет, откуда привез шикарное собрание, которое впоследствии подарил музею. Но фигурки с изображением своего любимого бога Беса египтолог собирал в течение всей своей жизни.

Как божество-охранитель Бес изображался на различных предметах. Центральное место в экспозиции занимает "целительная статуя", предназначенная для защиты людей от нападений хищных животных, в первую очередь крокодилов, а также от укусов змей, скорпионов и других ядовитых существ. Целительная статуя представляла собой скульптурное изображение ее владельца, держащего стелу с изображением бога солнца Харпократа с "локоном юности" у виска и головы Беса над ним. В высоком цоколе подобных статуй устраивали своего рода бассейн, куда стекала вода, которая считалась целебной. Чудотворная сила целительных статуй умножалась вследствие того, что вся их поверхность покрывалась магическими текстами и изображениями, губительными для всякой нечисти.

Поскольку культ Беса был широко распространен в древнем Египте, его изображения воплощались в самых разнообразных формах. В основном это статуэтки из брекчии, фаянса или бронзы, но встречаются и цветные фигурки, вырезанные из полудрагоценных камней.

С культом Беса связаны многие дикие и домашние животные. Одни выступают как соратники бога, другие – как его противники. К первым относятся прежде всего сокол (воплощение бога Хора) и кот. Согласно мифу, солнечный бог Ра в образе рыжего кота отсек голову огромному змею Апопу – воплощению сил зла. Сидящая на плече Беса кошечка призвана принести благополучие обитателям дома. Противниками Беса являются крокодилы, змеи и скорпионы, победа над которыми запечатлена на многочисленных стелах.

За долгие столетия культ Беса получил широкое распространение во всем мире. Статуэтки, рельефы, амулеты и подвески, скарабеи и кольца с его изображением обнаружены на обширной территории от Белого моря до Экваториальной Африки. В большом количестве амулеты в форме бога Беса найдены на Северном и Южном побережье Средиземного моря: Сирии, Палестине и Финикии, на берегах Красного моря, в греческих колониях Северного Причерноморья, на Кавказе и в Крыму.

Выбор читателей