В Москве разрушат невиданную красоту

В рамках фестиваля "Тибет" ожидается персональная фотовыставка Ричарда Гира, изготовление мандалы и церемония в честь буддийская богини Тары, которая помогает людям продвигаться на пути к просветлению




14 октября в Москве стартует первый фестиваль тибетской культуры. В программе мероприятия семинары, концерты и, конечно же, выставки. Таинственный и неприступный Тибет предстанет и в старинных обрядах монастырского искусства, и в фотографиях Ричарда Гира.

Экспозиция фотографий Гира, безусловно, самый хитовый проект фестиваля. Поклонникам голливудской звезды известно, что закоренелый буддист и вегетарианец Гир буквально влюблен в тибетскую культуру. К сожалению, китайское правительство не отвечает актеру взаимностью и год за годом упорно отказывает бедняге в визе. Только однажды, в начале 90-х ему посчастливилось побывать в Тибете. Тогда-то и были сделаны фотографии, ставшие основой экспозиции "Паломник", которая прибывает в Москву. "Я хотел показать настоящих людей. Тибетцы – не концепция; это живые люди со своим мироощущением, своей реальностью и своим пониманием человеческого сердца. В этом их уникальность", – заявляет актер. Кроме того, в экспозицию вошли фотографии, которые Гир на протяжении пятнадцати лет снимал в тибетских поселениях Индии и во время дарованного Далай-ламой посвящения Калачакры, "когда люди со всего гималайского региона собрались в Занскаре, раскинув тысячи палаток".

Другие выставки, участвующие в фестивале, в основном знакомят с традициями и культурой тибетских монастырей. Экспозиция тибетского тантрического монастыря Гьюдмед предлагает вниманию зрителя уникальные масляные скульптуры. Человеку, не знакомому с местными религиозными обрядами, это покажется по меньшей мере странным: фигуры действительно вылеплены из самого натурального, первосортного сливочного масла. Дело в том, что кочевники, преимущественно населявшие горные склоны Тибета, издавна жертвовали храмам молоко и сыр. Но самым ценным подарком считалось первое масло от самки яка. Монахи по эстафете передавали дары буддам, предварительно придавая им приятный для глаза вид: вылепливали из масла фигурки и раскрашивали их в разные цвета. Художественные приемы и навыки создания масляных скульптур передавались от учителя к ученику, и у этого искусства, по всей видимости, трехсотлетняя история. В Тибете такие скульптуры, после кропотливой и многодневной работы лам-художников, выставлялись на всеобщее обозрение всего на одну ночь, и созерцание этой хрупкой и мимолетной красоты было для тибетцев поводом для празднеств, песен и танцев. Для того чтобы создать такое произведение в Москве, монастырь заблаговременно откомандировал в столицу девятерых послушников, которые и сделают двухметровые скульптуры с изображениями буддийских святых и божеств.

Покончив с маслом, доблестные монахи приступят к изготовлению большой песчаной мандалы Гухьясамаджи, царя тантр. До недавнего времени мандалы – возведенные из разноцветных песчинок дворцы просветленных существ можно было видеть только в стенах тибетских монастырей. Они являлись обязательным атрибутом в основном закрытых буддийских церемоний. Теперь, с особого разрешения Далай-ламы, мандалы могут путешествовать. Создание песочной картины – это несколько дней кропотливого труда. Весь процесс сопровождается молитвами и ритуальным пением. Недаром считается, что достаточно один раз взглянуть на готовую мандалу, чтобы освободиться от любых болезней и пагубных наклонностей. Правда сделать это нужно очень оперативно, ибо сразу после окончания работ картина разрушается. Разрушение мандалы – особый ритуал, смысл которого – подчеркнуть один из основных постулатов буддизма, идею непостоянства всего сущего. "Неважно, сколько труда мы вложили в создание этого дворца, – говорят ламы, – неважно, что в результате получилась песочная картина невероятной красоты, мы не должны позволять себе привязываться к внешней форме. Все в этом мире подвержено разрушению, и мандала не исключение. Ритуал разрушения мандалы – это редкая возможность задуматься о мимолетности бытия. Прочувствовав это на глубоком уровне, мы не станем отвлекаться на красивые картинки, но будем стремиться к истинному знанию".

Четвертая выставка фестиваля посвящена древней тибетской церемонии Чам – мистерии танцующих лам. Во время танца монахи, одетые в маски и костюмы буддийских божеств и наставников, представляют отдельные эпизоды их жизни и деяний. В наши дни большая часть масок изготавливается из смеси ткани, клея и папье-маше. Старинные же маски были выполнены из дерева или меди; помимо этого, их часто инкрустировали драгоценностями и металлическими украшениями, и некоторые весили до 20 килограммов. В экспозицию выставки вошли ритуальные маски из коллекции непальского монастыря Копан, а также уникальные фотографии и видеозаписи Игоря Янчеглова, запечатлевшие церемонию Чам в тибетском монастыре Дзонкар Чоде, основанном в 1270 г. тибетским царем Трибу Гегоном. Приятным сюрпризом станут маски для Чама, изготовленные мурманским мастером Сергеем Панчешным в полном соответствии с традициями древних тибетских мастеров.

С 14 по 31 октября на выставочных площадках Москвы.

Выбор читателей