Иняз наращивает мускулатуру мозга

Исследования подтверждают, что у людей, владеющих двумя языками, кора головного мозга более "качественная". Причем начинать учить лучше с детства – тогда структура серого вещества будет самая-самая




К такому выводу пришли ученые из колледжа при Лондонском университете. Они обнаружили еще одно доказательство того, что изучение иностранных языков не просто тренирует клетки мозга, но и может изменять их структуру. В частности, оно влияет на ту область "серого вещества", которая обрабатывает информацию. Внешне процесс схож с тем, как путем физических упражнений наращиваются мускулы.

Давно известно, что мозг имеет способность менять свою структуру в результате возбуждения. Новое исследование показывает, как этот процесс стимулируется изучением языков. В ходе эксперимента специалисты с помощью магнитно-резонансной томографии проанализировали умственные способности 105 человек, 80 из которых владели двумя языками. Обследование установило, что те, кто учил языки в детстве, обладают более гибким мышлением.

Среди участников исследования были выделены четыре группы: 25 британцев, которые не говорят ни на каком другом языке, кроме английского; 22 уроженца других европейских стран, владеющих не только своим родным языком, но и английским; 25 бывших вундеркиндов, освоивших дополнительный язык до достижения 5-летнего возраста и еще 33 человека, выучивших второй язык в возрасте 10-15 лет.

Результаты сканирования показали, что у тех, кто владеет двумя языками, повышена плотность коры головного мозга в области нижней части теменной доли. Причем наиболее интенсивно эти изменения были выражены у участников исследования, которые говорили на двух языках с детства.

Как известно, в течение жизни человека количество клеток коры его головного мозга - 20 млрд - практически не увеличивается. Это означает, что формирование способностей происходит на фоне не количественных, а качественных изменений мозга. Активизация его работы и усложнение структуры протекает под воздействием внутренних биологических и внешних обучающих факторов.

"Полученные нами данные свидетельствуют в первую очередь о том, что иностранными языками надо заниматься с ранних лет, когда головной мозг наиболее пластичен, - заявила автор исследования доктор Андреа Мечелли. - Ведь чем дольше человек откладывает овладение вторым языком, тем меньше его шансы на успех".

Тех, кто выучил новый язык до пяти лет, называют билингвами, и владеют они иностранным, как правило, в совершенстве, да и не одним. Их "таланты" связаны с воспитанием в среде, где принято знать, как минимум, два языка, например, в Швейцарии, где государственными являются одновременно и немецкий, и французский, и итальянский.

Если ребенку меньше пяти лет, то второй язык он способен освоить также хорошо, как и первый, то есть будет разговаривать практически без акцента и писать без ошибок. Сейчас ученые склоняются к той точке зрения, что способность к усвоению языков – это не генетическая предрасположенность. Впрочем, специалисты предполагают, что толщина коры головного мозга (в среднем 1 – 5 мм) может изменяться не только при изучении языков, но и при приобретении других новых навыков.

Выбор читателей