Депутатов пригвоздят к партиям

В Думе обсуждаются инициативы по реформированию избирательной системы. "Перебежчиков", переходящих из одной фракции в другую, а также тех, кто отлынивает от общения с избирателями, предлагают лишать полномочий через суд




Сегодня в Госдуме будут обсуждать ближайшие перспективы развития избирательного законодательства. Точнее – инициативы Центризбиркома по реформированию избирательной системы, де-факто уже поддержанные президентом. Разумеется, речь идет прежде всего о введении пропорциональной системы на выборах всех 450 депутатов ГД. Но не только об этом. В ЦИКе готовы предложить довольно объемистый пакет поправок в действующие законы и откорректировать все: от основных гарантий избирательных прав граждан до статуса депутата.

"Мы полагаем, что пропорциональная система, распространенная на всех 450 депутатов, – это вполне реальная задача, – пояснил накануне председатель ЦИК Адександр Вешняков. – Но это должна быть модернизированная система, которая будет стимулировать работу партий в регионах". Стимулировать партии решено следующим образом: в общефедеральной части списка останутся три кандидата. Региональную часть разобьют как минимум на 72 региональных "подгруппы" (по замыслам авторов реформы, они должны составлять не менее 4/5 от общего количества субъектов). Право формировать региональную часть списка отдадут местным отделениям партий, вдобавок у них появятся собственные избирательные фонды, отчитываться по которым они будут перед местными избирательными комиссиями, а не в Москве. Распределение мандатов внутри партии будет происходить следующим образом: первые три – вне конкурса, остальные – в зависимости от процента, собранного партией в данном конкретном регионе. Чем выше процент – тем ближе к "головной" части списка. Таким образом, области с меньшей плотностью населения получают возможность конкурировать с густонаселенными. Последние получат преимущество, если партия наберет больше 75 мандатов и распределение пойдет на второй круг. Тут считать будут уже абсолютные цифры – в какой подгруппе их больше.

Ограничив права центрального партийного руководства (особенно горячо против права регионов формировать списки выступал лидер ЛДПР Владимир Жириновский), в ЦИКе, однако, не забыли про партийную дисциплину. Измену фракции – то есть переход депутата в другую – предлагается "карать" лишением депутатских полномочий через суд. В свою очередь, партия должна лишаться мандата, если избранный депутат без уважительных причин откажется его принять. Уважительной причиной может считаться, например, тяжелая болезнь. Но никак не стремление сохранить губернаторское кресло.

А для полной уверенности в том, что депутаты все-таки пойдут в народ, авторы инициативы решили подстраховаться. И отдельной строкой прописать в законе о статусе депутата, что тот обязан работать в своем регионе в промежутках между сессиями. И что его даже могут лишить полномочий (разумеется, через суд), если он этой обязанностью пренебрегает.

На самом деле суть предлагаемой реформы предельно проста: по Конституции у нас каждый гражданин имеет полное право избираться и быть избранным без всяких оговорок. После соответствующих изменений избираться можно будет только через партию. Если поначалу в ЦИК еще предполагали возможность самовыдвижения некоего независимого кандидата, которому пришлось бы конкурировать с региональными партийными списками, то теперь от этой идеи решено отказаться. Вместо этого любому гражданину разрешат предлагать себя партии в качестве кандидата. Если он заручится поддержкой хотя бы 10 членов партии, его кандидатуру будут обязаны рассмотреть на партийной конференции. Впрочем, больше ему никто и ничем обязан не будет.

Существенные изменения могут коснуться регламента избирательной кампании в СМИ. Под теледебаты предлагается отдать все бесплатное время, отведенное участникам кампании. А их самих сводить уже не по жребию, а в зависимости от рейтинга. Считать рейтинг будут социологические службы, отобранные ЦИКом по конкурсу. Правда, в Центризбиркоме по-прежнему не очень хорошо представляют, как обеспечить явку самих кандидатов. Предложения предусмотреть обязательную явку на дебаты звучали неоднократно. По мнению сопредседателя политсовета СПС Бориса Надеждина, если бы "Единая Россия" и президент участвовали в дебатах, последующие "эпохальные" решения власти не стали бы для всех сюрпризом: "В нормальной стране люди объявляют о тех шагах, которые намерены предпринять, когда придут к власти". В свою очередь, Александр Вешняков не знает ни одной демократической страны, где подобные требования к кандидатам предъявлялись бы в обязательном порядке.

Зато в ЦИКе знают, как улучшить явку избирателя: выборы всех видов следует приурочить к двум датам – первое воскресенье декабря и второе воскресенье марта. Раз в четыре года в эти дни будут выбирать депутатов Государственной думы и президента. А в промежутках – "подтягивать" к этим датам все прочие электоральные кампании.

Парламентские слушания должны стать последним этапом общественной дискуссии по реформе избирательного законодательства. В течение следующей недели Вешняков обещает оформить прозвучавшие предложения уже в виде законопроекта и передать его в Главное правовое управление администрации президента для того, чтобы глава государства мог выступить с соответствующей инициативой. Впрочем, дискуссия в данном случае – чистой воды формальность, потому что перспективы уже давно ясны, а проработка отдельных деталей в любом случае останется за единороссами, составляющими в Думе безоговорочное большинство. В частности, именно "Единой России" предстоит решить судьбу партийных блоков: то ли отменить их вообще, то ли жестко регламентировать процесс образования и последующего партийного "сожительства". Однако совсем не исключено, что существенные коррективы буду внесены и в другие позиции. Так, единороссы уже дали понять, что считают чрезмерным предложенное количество региональных подгрупп, и намерены добиваться более жесткой партийной дисциплины. Например, права отзыва членов избиркомов, назначенных от партии, – в случае, если они перестали партию устраивать.

Выбор читателей