Беслан: жизнь после смерти

Когда у Улановой спросили, что сложнее всего в исполнении "Умирающего Лебедя", она ответила: "Жить после смерти". Жизнь после Беслана продолжается. Но память о погибших собирает людей снова и снова


ФОТО: Виктор Хабаров, агентство "Зеркало"



"Когда-то однажды Галину Сергеевну Уланову спросили: "Что самое сложное в исполнении "Умирающего Лебедя"? "Жить после смерти", - ответила великая балерина. С этой маленькой истории начал концерт, посвященный памяти погибших в школе №1 Беслана и прошедший 15 октября в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, его ведущий и режиссер Андрис Лиепа.

Концерт прошел при благословении Патриарха Алексия II, который Yтром того же дня встречался с пережившими трагедию детьми. Днем в Храме Христа Спасителя прошла панихида по невинно убиенным и погибшим при исполнении служебных обязанностей и гражданского долга от рук террористов в Беслане. Инициатором самого вечера выступил Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата во главе с Митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием. Надо сразу отметить, что на призыв владыки внести посильную творческую лепту откликнулись все приглашенные. В этом отношении концерт стал поистине звездным. В Москву приехали даже Паата Бурчуладзе и Мария Гулегина – артисты, чей концертный график расписан на годы вперед.

Свое твердое "нет" террористам в тот вечер сказали также пианистка Екатерина Мечетина и Камерный хор во главе с Владимиром Мининым, Алла Демидова и Государственный академический симфонический оркестр под управлением Марка Горенштейна, хор Сретенского монастыря, Тамара Гвердцители и Наталья Гулегина.

Программа концерта была выдержана в духе дня. Царил приличествующий случаю минор и скорбная сдержанность. Со свойственной ей экспрессией и огромным внутренним напряжением прочитала отрывки из ахматовского "Реквиема" Алла Демидова. Перед выступлением актриса попросила не проводить никаких прямых параллелей с тем, что она собиралась исполнять, а просто проникнуться духом скорби.

Строго и насыщенно прозвучала в исполнении Госоркестра "Камерная симфония" Д.Д. Шостаковича. Сильную эмоциональную волну в душе слушателя породила и Екатерина Мечетина Ноктюрном №3 Ф.Шопена. О божественном своим мастерством заставил задуматься Камерный хор В.Минина. Неожиданным открытием вечера стали баллады, написанные на английском языке и исполненные дочерью Марии Гулегиной, Натальей.

Сложнее всего пришлось звездам – Марии Гулегиной и Паате Бурчуладзе. Ведь если быть откровенным, их то именно участие и привлекло самое сильное внимание к концерту, который, кстати, транслировался по телевидению и в Интернете. Выступать не выпячиваясь и стараясь привлечь внимание не к своей особе, а к тому, во имя чего все собрались, - задача не из легких. С удовольствием скажу, что обоим – и Гулегиной, и Бурчуладзе – она оказалась вполне по плечу. Видно было, что артистам неудобно в этот вечер распевать арии. Гулегина даже посетовала на то, что концерт не может обойтись без аплодисментов.

Видимо, именно поставленная задача сделала сцену смерти Бориса маленьким откровением благодаря камерности и прочувствованности исполнения. Паата Бурчуладзе провел весь номер на пределе пиано. В том же ключе прозвучала и знаменитая Casta diva В.Беллини у Марии Гулегиной. Надо было видеть, сколько скорбного переживания, стремления воззвать к высшим силам, личного чувства вложила певица в исполнение Ave Maria Каччини. Допев последнюю ноту, Гулегина перекрестилась и быстро ушла за кулисы. Вообще никто в тот вечер не позволял себе раскланиваться долго.

С Камерным хором Владимира Минина, помимо Пааты Бурчуладзе ("Великое славословие") и Марии Гулегиной ("Жертва вечерняя"), выступила также Тамара Гвердцители. Собственно, эти три номера и стали апофеозом всего мероприятия.

Надо отдать должное организаторам вечера за то, что они не дали ему превратиться в пустую агитку: свойственное для таких мероприятий многоречие полностью отсутствовало. В начале вечера несколько слов произнес все тот же Владыка Сергий, и было зачитано послание Святейшего Патриарха.

Все средства от концерта пойдут на строительство храма-памятника на месте трагедии. Много ли их будет, сказать трудно, поскольку зрители проходили по пригласительным билетам, а пожертвования собирались прямо в зале. Но ведь главное - это участие, хотя бы и небольшое.

Выбор читателей