От Станиславского до Някрошюса один шаг

На фестивале, приуроченном к юбилею премии Станиславского, будут показаны лучшие спектакли московских и провинциальных театров, а венцом программы станет московская премьера Някрошюса "Песнь Песней"




"Сезон Станиславского" открывался 22 октября в парадном зале "Атриум" гостиницы "Балчуг Кемпински". Там собралась верхушка театральной братии, чтобы презентовать фестиваль и благотворительную акцию, которые стартуют сегодня. Много говорили по делу. Радовались за зрителя – что он так много всего увидит. Переживали за зрителя – выдержит ли он полуторамесячный марафон, наполовину состоящий из уже знакомых спектаклей. Вспоминали Станиславского.

Президент Международного фонда Станиславского Марк Захаров заметил, что театр базируется на наследии Константина Сергеевича. И добавил, что преисполнен благодарности к Учителю по этому поводу. Олег Табаков порадовался, что есть еще порох в пороховницах, и подивился виртуозности театральных деятелей: "Сами ставят, сами играют и сами себя награждают". Актриса Людмила Маскакова остроумно назвала современную театральную ситуацию "караулом". Театровед Нина Агишева вспоминала Станиславского, призвав стряхнуть с него музейную пыль и не делать реликвией. Но затем презентовала альбом, посвященный столетию "Вишневого сада", на обложке которого художник Боровский "оригинально придумал лицо Чехова". Альбом состоит из шести статей о шести знаменитых постановках "Вишневого сада" – от Станиславского до Някрошюса.

В программе театрального сезона как фестивальные обозначены самые знаменитые спектакли московских театров последних лет. Среди них "Скрипка Ротшильда" Камы Гинкаса в ТЮЗе и "Ричард III" Юрия Бутусова в "Сатириконе"; "Лестничная клетка" Погребничко по Петрушевской и "Белая гвардия" Женовача в МХТ; "Вишневый сад" Някрошюса, "Три сестры" Фоменко, "Дядя Ваня" Карбаускиса. В рамках фестиваля в Московском художественном пройдет премьера спектакля Александра Григоряна "Лунное чудовище" по Ричарду Калиноски. Режиссер из Еревана ставит на сцене МХТ с мхатовскими актерами драму о геноциде армянского народа и свободе личности.

Но интереснее как для зрителя, так и для театральных профессионалов будет, конечно, гастрольная программа. Нелюбимый министерством культуры Дмитрий Черняков привезет в Москву "Двойное Непостоянство" Мариво из новосибирского театра "Глобус" (4, 5 ноября – 19:00, 6 ноября – 14:00, Малая сцена МХТ). Михаил Бычков из Воронежа приедет с "Каином" – спектаклем-мистерией по лорду Байрону (23, 24 ноября, 19:00, Малый зал Театра Луны). Болгарский режиссер Александр Морфов привезет спектакль "Дон Жуан" по Мольеру петербургского Театра им. Комиссаржевской. (Быть может, стоит напомнить, что за роль в московском спектакле Морфова – "Короле Убю" Александр Калягин отхватил в позапрошлом сезоне "Золотую маску".) Осовремененного "Дона Жуана", в музыкальном сопровождении к которому наряду с Моцартом звучат "The Prodigy" и Роберт Плант, организаторы называют ни много ни мало лучшим петербургским спектаклем. Что ж, поживем-увидим – 25, 26 ноября на сцене Московского ТЮЗа.

Венчает гастрольную программу, конечно же, Някрошюс. Нельзя не предположить, что именно под премьеру его "Песни Песней" был затеян весь фестиваль. Отношения с литовским режиссером у московской публики сложные, но каждая его новая постановка ожидается как главное событие театральной жизни столицы. Спектакль едет к нам прямо из Мадрида, до этого был показан публике на "Балтийском доме", а 6 и 7 декабря в зале Международного дома музыки его, наконец, смогут увидеть и москвичи.

Самым же неожиданным проектом фестиваля стоит признать спектакль, его открывающий – драматического театра им. Стояна Бычварова из Болгарии "Человек-подушка" (режиссер Яков Гырдев) по пьеса Мартина МакДона "Pillowman". МакДон – имя, столь же мало известное российскому зрителю, как и болгарский театр, его поставивший. А зря. Его пьесы – упоительно-смешные и издевательски-узнаваемые скетчи современной Ирландии. Мешая комедию с трэшем, он простебывает родную Ирландию с ног до головы: от повседневных привычек ирландцев до IRA. "Человек-подушка" – пьеса о существовании в тоталитарном государстве, до неприличия напоминающем Советский Союз.

Впрочем, одними спектаклями фестиваль не ограничится. С 1 по 20 ноября в Центре им. Мейерхольда пройдет выставка "Пространство Станиславского", где можно будет увидеть работы художников-лауреатов премии – Сергея Бархина, Марии Даниловой, Юрия Харикова, Валерия Левенталя, Олега Шейнциса. На закрытии фестиваля будет вручена Международная премия Станиславского, с которой все некогда началось и которой все, по законам спирали, и закончится.

Выбор читателей