Несчастный мавр страдает уже 400 лет

Имя ревнивца, удушившего несчастную Дездемону, давно стало нарицательным. Трудно поверить, что вечная история любви и предательства вышла из-под пера Шекспира четыре века назад




Исполнилось 400 лет премьере трагедии Вильяма Шекспира "Отелло". Впервые спектакль был поставлен в лондонском дворце Уайтхолл. С тех пор пьесу увидели во многих странах мира. Она ставилась самыми знаменитыми постановщиками, с участием величайших мастеров сцены.

В XIX в. роль Отелло сыграл великий английский трагик Эдмунд Кин (сам ставший впоследствии персонажем пьесы Ж-П. Сартра). В Италии лучше всех передал страдания несчастного мавра Томмазо Сальвини, гастролировавший с "Отелло" и в Санкт-Петербурге в самом конце XIX столетия. Но в России были и свои мавры. Прежде всего, Александр Южин из московского Малого театра, а также Юрий Юрьев из петербургской Александринки. Ну, а самым знаменитым "русским Отелло" стал Александр Остужев - знаменитый премьер Малого театра, игравший роль, будучи почти глухим. Попасть на спектакль с его участием было почти невозможно. Еще одна любопытная деталь: артист играл ревнивца уже в весьма почтенном возрасте. Однако, глядя на 60-летнего героя на сцене, публика рыдала.

"Напарник" Остужева Михаил Ленин не пользовался такой славой, однако, будучи фанатично преданным Малому, также был отмечен. Запомнила публика и Николая Волкова в эфросовской интерпретации трагедии 60-х годов. Одна из последних постановок трагедии Шекспира в нашей стране в режиссуре Бориса Морозова была поставлена на подмостках московского Театра Российской армии.

В конце XIX в. герой Шекспира стал и оперным персонажем. Блистательный итальянский тенор Ла Скала Франческо Таманьо исполнил главную партию в одноименной опере Джузеппе Верди. Великий композитор-верист написал произведение за несколько лет до смерти, и оно стало едва ли не вершиной его творчества. Таких монологов и речитативов, пожалуй, оперная история не знала. Многие из итальянских теноров прославились и с помошью шедевра Верди – но прежде всего Марио дель Монако, с участием которого (а также с великолепной сопрано Ренатой Тебальди и ярким баритоном Тито Гобби) опера шла на подмостках Ла Скала в 50-60 е годы. В середине 80-х патриарх мировой оперной режиссуры Франко Дзефирелли снял фильм-оперу с Пласидо Доминго в главной роли. В нашей стране оперу поставили впервые лишь в конце 70-х, когда в партии Отелло выступили Владимир Атлантов и Зураб Соткилава. Однако они вряд ли могли соперничать с гастролировавшим у нас в 1980 г. Джеймсом Кингом – великолепным американским драматическим тенором – единственным иностранцем, исполнявшим в советском спектакле партию мавра.

Добрался Отелло и до балетных подмостков – на сценах многих театров мира его партию в спектакле "Венецианский мавр" исполнял острохарактерный грузинский танцовщик Вахтанг Чабукиани. В кино было не так удачно - приглашенный Сергеем Юткевичем на главную роль Сергей Бондарчук мало походил на красавца-мавра – и уж в такого вряд ли могла влюбиться красавица Дездемона (Ирина Скобцева).

Разумеется, в последнее время "Отелло" стал объектом постмодернистских изысков. В известном спектакле очень любимого москвичами английского режиссера Деклана Доннелана, поставленном для британской труппы "Чик бай джаул", мавра сыграл тяжелый и неповоротливый студент-африканец Нонсо Анози. Узнать в нем статного африканца было, мягко говоря, трудно. Порой постановщики-авангардисты и вовсе меняли акценты трагедии, примитивно провоцируя публику и делая объектом любви Отелло не Дездемону, а… Яго. И вот-де – смерть ей, за то, что нарушила союз любовников. Впрочем, на текст пока не покушались. И на подмостках наших театров мы все еще слышим бессмертные строки Шекспира в переводах Бориса Пастернака и Михаила Лозинского. Хочется верить, что на святое рука и не поднимется.

Выбор читателей