И политик, и пастырь, и музыкант

Год назад, 4 ноября, в праздник Казанской иконы Божьей Матери, ушел из жизни Владыка Питирим - один из самых ярких иерархов Русской Православной Церкви




Те, кто близко знал Владыку Питирима - знали его таким, каким он был на самом деле, но таких было так немного. Остальные же не знали его вовсе. Он участвовал в перестроечных собраниях, дискуссиях, был даже депутатом Верховного Совета, заседал в Фонде культуры – но эти поступки все равно никоим образом не отражали человеческой сущности иерарха. Делалось ли это из ощущения некоего христианского смирения, покорности – не нам судить. Мы скорее можем повторить вслед за одним из священнослужителей, что митрополит Питирим был последним представителем исконного московского православия, старомосковского православного общества.

Питирим (в миру Константин Владимирович Нечаев) родился в провинциальном Козлове, в семье священника. Окончил уже в Москве Институт путей сообщения, где увлекался игрой на виолончели (позднее Владыку можно было увидеть на консерваторских концертах), однако музыкантом не стал, а избрал священническую стезю.

Обучаясь в семинарии, а затем в академии одновременно был иподиаконом Патриарха Алексия I (Симанского) – одного из ярчайших представителей Русской Церкви. Наверное, не будет преувеличением сказать, что он и взрастил будущего митрополита. Монах – с 1959 г., а впоследствии епископ и архиепископ Волокаламский и Юрьевский - Владыка Питирим чаще всего служил в Иосифо-Волоцком монастыре под Москвой и в церкви Воскресерния Славущего на Успенском вражке в Москве. Теперь уже он воспитывал иподиаконов, иные из которых сегодня стали священниками (как, например, отец Всеволод Чаплин).

Проповеди Владыки собирали сотни верующих, после которых они неизменно подходили под благословение митрополита Питирима. Тех, кто не успевал, он благословлял уже из машины, уезжая домой – в небольшую квартирку на Соколе, где почти все пространство было занято книгами.

Как он все успевал – понять не мог никто. Руководить издательским отделом (при нем вышли сотни изданий, стала издаваться первая в СССР церковная газета), участвовать в создании при храме на Успенском вражке замечательного хора под руководством Ариадны Рыбаковой, руководить съемкой фильмов и постоянно участвовать в пастырских и официальных поездках. Последняя была, очевидно, символической. Из Святой земли Владыка привез в Пасхальный День Благодатный Огонь, который лично и установил в Храме Христа Спасителя, совершая последнее в своей жизни Пасхальное богослужение. Привел Господь Владыку и в Саров, на празднества по случаю столетия прославления св. Серафима Саровского. Одному из батюшек митрополит Питирим сказал тогда : "Сделали операцию. Опасность миновала". Увы, он просто хотел успокоить своего собеседника.

Последние дни свои он провел в военном госпитале в Москве в полном сознании, навещаемый сослужителями, паствой и патриархом. Скольких отпевал он на Успенском вражке, скольких проводил в последний путь! Козловский, Бондарчук, Евстигнеев, все четыре сестры Владыки… А год назад, 4 ноября, в праздник Казанской иконы Божьей Матери, он ушел сам. В этот день он в последний раз был в своем храме. Своим земным телом. А душой… Как говорят прихожане, присутствие Владыки в храме ощущается почти явственно.

Вечная память, вечный покой.

Выбор читателей