Украина играет с Татарстаном в нефтяные игры

Украину ожидает рост цен на бензин и другие виды топлива. К такому выводу склоняются эксперты, анализирующие ситуацию, которая сложилась в секторе нефтепереработки




Украину ожидает рост цен на бензин и другие виды топлива. К такому выводу склоняются некоторые украинские эксперты, анализирующие ситуацию в секторе нефтепереработки.

Так, в сентябре этого года один из главных украинских поставщиков горючего - Кременчугский НПЗ, принадлежащий АО "Укртатнафта", - переработал 454,6 тыс. т нефти, что на 8,55% меньше, чем в сентябре 2003 года. В октябре же количество переработанного черного золота составило 460 тыс. т, что значительно меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда было переработано 559 тыс. тонн.

По мнению украинских аналитиков, сокращение производства на Кременчугском НПЗ связано со сменой председателя правления АО "Укртатнафта" Павла Овчаренко, произошедшей в середине сентября. На смену ему пришел Сергей Глушко - представитель Национальной акционерной компании (НАК) "Нефтегаз Украины", по сути, управляющей сегодня Кременчугским НПЗ. По мнению же украинской газеты "Бизнес", снижение показателей работы предприятия связано с некомпетентностью самого Глушко как руководителя. В течение 16 лет (1982-1998 гг.) он работал заместителем директора и директором Харьковской парфюмерной фабрики.

Вместе с тем корни данной проблемы лежат несоизмеримо глубже банальной некомпетентности нового менеджера и уходят глубоко в политику. Так, 14 сентября 2004 г. указом президента Украины 43%-й пакет акций "Укртатнафты" был передан в уставный фонд НАК "Нефтегаз Украины". Данная "хозяйственная операция" вызвала большой резонанс в политических и общественных кругах и получила название "теневой приватизации" АО "Укрнафта".

В ответ на это обеспокоенные члены Верховной рады были вынуждены принять закон, запрещающий приватизацию госпредприятий нефтеперерабатывающей промышленности до принятия программы приватизации на 2004-2006 годы. Согласно этому документу, в том числе запрещается и приватизация, проводимая путем внесения государством в уставные фонды хозяйственных обществ всех форм собственности госпакетов акций нефтеперерабатывающих предприятий.

Между тем сама история с "теневой приватизацией" "Укрнафты" заслуживает отдельного разговора, так как в числе участников казалось бы чисто украинских "разборок" оказались представители субъекта РФ, а именно Татарстана. Более того, по слухам, распространяющимся во властных кругах региона, скандал вокруг украинской нефтеперерабатывающей компании может стоить занимаемого поста первому вице-премьеру республики Равилю Муратову.

Напомним, что АО "Укрнафта" является совместной татарстано-украинской фирмой, где доли Татарстана и Украины составляют соответственно 56% и 43%.

Несколько месяцев назад представители администрации украинского президента Леонида Кучмы начали активную кампанию по отчуждению госпакета акций "Укртатнафты" из собственности Киева.

В результате летом этого года появился указ Кучмы, согласно которому госпакет "Укрнафты" передавался в управление компании "Укрнефть", контролируемой днепропетровской группой "Приват". Данный указ являлся прямым нарушением прав Татарстана как основного акционера "Укрнафты". Дело в том, что, согласно Хозяйственному кодексу Украины и уставу акционерного общества, Татарстан как акционер компании имел преимущественное право на приобретение ценных бумаг в случае их отчуждения одним из акционеров.

Реакция российской стороны была предсказуемой. В августе Равиль Муратов направил письмо председателю Фонда государственного имущества Украины с требованием учесть интересы республики при передаче акций. В противном случае Татарстан пригрозил в судебном порядке признать действия Киева недействительными.

Однако уже в сентябре ситуация изменилась коренным образом. Согласно упомянутому выше указу Леонида Кучмы от 14 сентября, на базе Национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины" предполагалось создать вертикально интегрированную компанию и передать ей все тот же госпакет АО "Укртатнафта".

На сей раз действия Равиля Муратова оказались абсолютно противоположными. Он не только не стал от имени Татарстана препятствовать отчуждению госпакета акций, но и своим решением снял с поста председателя правления "Укртатнафты" Павла Овчаренко.

Таким образом, по мнению аналитиков, отказ Казани от права преимущественного выкупа госпакета акций "Укртатнафты" открывает вполне реальные перспективы потери республикой контрольного пакета акций украинской компании. Может ли что-либо воспрепятствовать столь невыгодному для российской стороны финалу – неизвестно. Учитывая накал предвыборных страстей на Украине и нескрываемую политическую подоплеку скандала вокруг "Укрнафты", а также крайне высокие ставки в нефтяной игре, надежд на это не так уж и много.

Выбор читателей