Великобритания приютила российского дезертира

Апелляционный суд Лондона принял решение предоставить политическое убежище российскому солдату Андрею Кротову, в 2000 г. дезертировавшему из Чечни. Специалисты видят в этом основание для прецедента




Лондонский апелляционный суд по вопросам иммиграции удовлетворил просьбу о предоставлении политического убежища. Просьба эта была подана российским солдатом Андреем Кротовым, дезертировавшим из Чечни. Основанием для предоставления убежища суд посчитал опасность наказания за отказ от участия в военных преступлениях.

Согласно материалам суда, Андрей Кротов прибыл в Великобританию в 2000 г., вскоре после того, как дезертировал из действующей армии. В Чечне он служил в военной разведке и, как он сам заявляет, решил покинуть часть после того, как "понял, что он будет участвовать в убийствах гражданских лиц".

Решение суда нельзя назвать однозначным. По мнению апелляционного суда, Кротов "не смог убедительно доказать, что для него существовал реальный риск участия" в преступлениях. "Он не отказывался принимать участие в подобных действиях и не нес последствия за подобный отказ. Он не смог доказать, что когда-либо за время службы в Чечне слышал о ком-нибудь, кто был наказан за отказ исполнить подобный приказ, или, вообще, о подобных действиях армии", -говорится в решении суда. Но такое мнение не стало основанием для отказа в предоставлении политического убежища.

Судья постановил удовлетворить просьбу Кротова, основываясь на принципе "от противного". Он заявил о том, что у суда нет доказательств, что Кротов в случае отказа от участия в военных операциях мог быть подвергнут преследованиям, но нет и доказательств обратного – того, что новобранца не заставили бы стрелять в гражданских лиц.

Говоря о нарушениях прав человека в Чечне, суд основывался на более ранних вердиктах. В решении по делу "Кротов против Государственного секретаря по делам МВД", обнародованном 29 октября 2004 г., судья Усли определил, что в вооруженном конфликте в Чечне происходили "крупномасштабные нарушения фундаментальных основ человеческого поведения" и что Кротова могли принудить принимать участие в этих актах, а в случае отказа подвергнуть наказанию.

В своем решении судья перечислил доказательства, по его мнению, преступлений российской армии в Чечне, в том числе намеренных бомбежек и обстрелов населенных пунктов и гражданских объектов таких, как больницы и станции водоснабжения, а также многочисленных расстрелов, избиений, пыток и изнасилований гражданских лиц. Любой военнослужащий в Чечне, по заключению суда, "подвергается реальной опасности быть принужденным принимать участие в подобных актах, или, как минимум, наблюдать их и быть не в состоянии им воcпрепятствовать".

Судья также решил обнародовать постановление суда "ввиду его значимости по вопросам, связанным с Чечней и дезертирами оттуда в период 1999-2000 годов". Это означает, что вердикт суда имеет прецедентное значение для будущих просителей убежища, относящихся к этой категории, и, возможно, это только начало большого процесса.

Выбор читателей