Бриджит вернулась после задержки

Первая часть "Бриджит Джонс" была язвительной комедией о том, что каждая толстая безмозглая блондинка имеет право на личное счастье. Вторая – ироничная драма о том, как сложно это счастье "не профакать"

Бриджит Джонс: грани разумного (Bridget Jones: The Edge of Reason)
Великобритания, 2004
Режиссер: Бибэн Кидрон
В ролях: Рене Зельвегер, Колин Фирт, Хью Грант, Джеммо Джонс, Джин Бродбент




Сначала Хелен Филдинг печатала "Дневник Бриджит Джонс" как еженедельную колонку в лондонских "Индепендант" и "Телеграф". Это было в середине 90-х, когда вся Англия смотрела новый сериал по роману Джейн Остин "Гордость и предубеждение". Его главный герой – мистер Дарси, сыгранный актером Колином Фертом, несколько вечеров подряд заставлял биться быстрее сердца поклонниц, в числе которых оказалась и Бриджит Джонс. Филдинг решила использовать "дарсиманию" в собственных целях. Положительного героя-любовника в ее книге тоже зовут Дарси. Марк Дарси. Как и его прототип, сначала он является героине не в лучшем свете – в свитере с ромбами и носках с пчелами, а затем спасает доброе имя матери Бриджит и завоевывает ее собственное сердце.

Когда Филдинг предложили написать сценарий по "Дневнику Бриджит Джонс", в соавторы себе она выбрала Эндрю Дэвиса – сценариста "Гордости и предубеждения". Был только один человек, который мог сыграть Марка Дарси, – мистер Дарси. То есть Колин Ферт, с которого Хелен Филдинг и списывала своего героя ("Меня словно обессмертили", – гордился актер).

"Плохого мальчика" в фильме сыграл (с явным удовольствием и размахом) еще один "герой дня" – незадолго до того застигнутый в машине с проституткой милашка Хью Грант. А на роль стопроцентной англичанки Бриджит Джонс позвали американку Рене Зельвегер, предыдущий послужной список которой венчала роль подружки Джима Керри в реальной жизни.

Может, из-за двух скандальных любимцев Британии на экране одновременно, может, из-за действительно неплохого сценария и грамотно собранного саундтрека, а может и из-за самоотверженности Рене, "Дневник Бриджит Джонс", вышедший в 2001 г., стал неожиданным хитом. Он был назван самым успешным британским фильмом, собрал немало наград и около $300 млн во всем мире. Рене получила номинацию на "Оскара". Через неделю после выхода фильма на экраны было заявлено о приобретении прав на сиквел.

Он, наконец, выходит на экраны три года спустя. Причин задержки масса. Для начала – масса тела Бриджит, которая является одной из главных тем книги. Бриджит все время на диете. Но все время толстеет. Это ее основное качество – комплексы по поводу веса, борьба с комплексами по поводу веса, борьба с весом и так далее. Когда ей все же удается похудеть, выясняется, что новая худая Бриджит нравится окружающим гораздо меньше.

Для роли в первой части Рене Зельвегер набрала порядка 20 фунтов (в разных версиях – от 10 до 25). Злопыхатели утверждали, что ей и не надо было ничего набирать – после разрыва с Джимом Керри она так потолстела, что будто сама просилась на роль. После съемок Рене села на диету. В конце концов (как и Кэтрин Зета-Джонс), окончательно исхудала для "Чикаго". И ни за какие коврижки не хотела снова набирать вес. "Немного лишних фунтов очень бы ей пошли. Она выглядела потрясающе в роли Бриджит. Ей незачем волноваться по поводу веса", – сказал Колин. Это Рене убедило, но при условии, что вес набирать она все же не будет. Однако худышка Бриджит – это уже не Бриджит. Рене поднатужилась и добавила ко второй серии третий подбородок, вызывая в первые минуты на экране чувство, близкое к брезгливости. Теперь "Оскар" за главную роль ей точно гарантирован.

Еще одна проблема – Колин Ферт. Он был готов сниматься (при условии наличия хорошего сценария и Рене), но не совсем понятно было, в какой роли. Ударная сцена второй части книги: Бриджит исполняет мечту всей своей жизни и берет интервью у мистера Дарси – Колина Ферта. Но актер уже и так играет Марка Дарси... Над этой проблемой четыре сценариста бились три года. Филдинг предлагала хорошенько загримировать Колина и выпустить на экран дважды – как Дарси и как самого себя. Сплетни разносили имя возможной замены объекта для интервью – бывшего бойфренда Рене Джорджа Клуни. Выход, в итоге, нашли самый простой, для него и двух сценаристов хватило бы. Эпизод с интервью просто вырезали. Лихо закруглили и линию злодейки-разлучницы Ребекки, которая оказывается влюблена вовсе не в Марка, а – внимание! – в Бриджит.

Несмотря на подобные проколы, часть из которых озадачит только любителей книги, фильм порой дарит моменты чистого кинематографического удовольствия – как, например, в сцене диалога Бриджит с автоответчиком Марка или по-бриджитовски идиотского эпизода с заключенными тайваньской тюрьмы, распевающими "Like A Virgin" в одном лифчике на всех.

Кроме чехарды со сценаристами и актерами, на проекте несколько раз менялось имя режиссера. Журналистка Шэрон Магуайр, по знакомству дебютировавшая в качестве режиссера первой части (она – прототип подруги Бриджит Шэззер и подруга Хелен Филдинг), в финальный список кандидатов на постановку сиквела так и не вошла. В конце концов командовать парадом доверили Бибэн Кидрон.

Смена режиссера привела к глобальному изменению стиля "Дневника" (слоган "Та же Бриджит. Совсем другой дневник" не врет). Первая часть была язвительной комедией о том, что каждая толстая безмозглая блондинка имеет право на личное счастье, и не на какое придется, а самого высшего сорта. Вторая часть – ироничная драма о том, как сложно это счастье "не профакать", по меткому выражению переводчика фильма. Правда, для верности создатели немного перебрали с ностальгическими хитами (без "Material Girl" Мадонны можно было и обойтись), зато не поскупились на меткие фразочки и абсурдные ситуации. Лучшая реплика – у матери Бриджит (Джемма Джонс): "Извини, что я не писала тебе в тюрьму. Но я была таааааааак занята..." Результат, впрочем, тот же самый: фильм, который некоторые могут пересматривать бесконечно.

Выбор читателей