Испанский гений и все-все-все

По большому счету, Пабло Пикассо – единственный мастер XX в., сумевший на протяжении многих лет оставаться по-настоящему актуальным художником. Современники ломали головы, пытаясь разгадать его секрет


Фото: kommersant.ru



По большому счету, Пабло Пикассо – единственный мастер XX столетия, сумевший на протяжении многих лет оставаться по-настоящему актуальным художником. Искусство авангарда наступало семимильными шагами, ежеминутно возникали новые стили, рождались и умирали бесконечные художественные группировки, а у стареющего мэтра всегда находилась в запасе пара свежих идей. Современники ломали головы, пытаясь разгадать секрет испанца. Сегодня нам точно известно – главным источником его вдохновения было искусство прошлого: хотя многие художники XX в. активно обращались к культурному наследию былых эпох, только Пикассо умел свободно говорить на языке Праксителя или Веласкеса.

Выставка "Пикассо: Отражения – Метаморфозы" в ГМИИ имени А.С. Пушкина, проходящая в рамках очередного музыкально-художественного фестиваля "Декабрьские вечера", состоит из трех разделов, отражающих основные интересы художника: "Пикассо и африканская скульптура", "Пикассо и античность" и "Пикассо и европейские мастера XVI–XIX веков".

Африканская скульптура сыграла важную роль в процессе становления художника. Пикассо не только собрал большую коллекцию африканских масок и статуэток, но и сам вырезал из дерева фигуры нарочито примитивного вида. В 1907-1908 гг. схематичные, грубо сработанные фигурки с Черного континента подвели молодого Пикассо к идее создания принципиально новой живописной системы. Чуть позже она получит свое название – кубизм. Новый язык, позволивший, по словам Аполлинера, "изображать фигуру человека, не прибегая к каким-либо элементам, заимствованным из непосредственного наблюдения", совершил настоящую революцию в европейском изобразительном искусстве. К числу важнейших произведений этого времени относятся картины "Дружба" и "Три женщины", созданные в 1908 году. На выставке показаны три гуаши Пикассо из коллекции Пушкинского музея, связанные с этими полотнами: два эскиза к полотну "Дружба", представляющие разные этапы воплощения замысла, и один – к картине "Три женщины". Все перечисленные произведения происходят из бывшего собрания С.И. Щукина, как и африканские статуэтки, сопоставленные в экспозиции с гуашами. Такое сравнение не случайно: скульптуры приобретались Щукиным в Париже в одно время с работами Пикассо и помещались в его доме на Знаменке рядом – именно потому, что коллекционер видел внутреннюю связь между ними.

Вторая тема – "Пикассо и античность" нашла свое отражение в двух самых знаменитых графических сериях художника: иллюстрациях к "Метаморфозам" Овидия и так называемой "Сюите Воллара". Обращение к античному наследию характерно для самых разных этапов творчества Пикассо. Но если для молодого художника античность была символом радостной, гармоничной жизни, то в искусстве 30-х годов мастер по-новому переосмысляет образы древней мифологии и разрабатывает свой собственный художественный язык, весьма далекий от канонов классического искусства. В "Сюите Воллара" среди многочисленных кентавров и фавнов впервые появляется Минотавр, который впоследствии станет одним из самых сложных и любимых образов художника. Пикассо глубоко переосмысляет образ Минотавра. Из античного мифа он заимствует только идею двойственной природы Минотавра, развивая и усложняя ее. Знаменитый миф о Тезее приносится в жертву воображению художника. Минотавр Пикассо – это весельчак и богемный тусовщик, отличающийся от обычных собутыльников художника разве что бычачьей мордой да рогами. В настоящего зверя беднягу превращает исключительно похоть. Одуревший от вожделения Минотавр перевоплощается в настоящего сексуального маньяка. Мораль ясна, как день: в каждом из нас живут два начала – под привычным человеческим обликом скрываются звериные страсти и желания.

Если в начале творческого пути Пикассо привлекало искусство древних цивилизаций, то начиная с 40-х годов он все чаще обращается к полотнам старых европейских мастеров. На основе произведений Кранахов, Эль Греко, Веласкеса, Мурильо, Рембрандта, Пуссена, Давида, Энгра и других гениев Пабло Пикассо создал не только отдельные работы, но и обширные циклы картин, гравюр, рисунков, посвящая этому занятию немало сил и времени. В 1957 г. он исполнил несколько десятков полотен, посвященных "Менинам" Веласкеса. Обращение к Веласкесу, олицетворяющему собой высочайшие достижения испанской художественной культуры, имело для Пикассо, охваченного духом соперничества, особый смысл. Его интерпретации – это не просто диалог мастера XX в. с мастером XVII в., а захватывающее состязание двух величайших испанских художников. Выбрать победителя сможет каждый посетитель выставки: живописные "Менины" Пикассо и Веласкеса станут главным украшением декабрьской экспозиции в ГМИИ.

Выбор читателей