Дурно пахнущие деньги неприкасаемых олигархов

До конца 20-х годов прошлого столетия существовала каста неприкасаемых богатеев, в которых никто не мог бросить камень упрека в стяжательстве. О сказочных богатствах этих русских рокфеллеров ходили легенды




Любовь у россиян к своим богатым собратьям всегда как-то не складывалась. Причин тому было великое множество. Часто капиталы наживались не совсем праведным, в представлении окружающих, путем. Еще чаще капитал позволяла скопить должность и "близость к телу", что тоже не добавляло людского уважения. Однако до конца 20-х годов прошлого столетия существовала каста неприкасаемых богатеев, в которых никто не мог бросить камень упрека в стяжательстве. О сказочных богатствах этих русских рокфеллеров ходили легенды. Да что там говорить, само народное название богачей было образовано от слова "золото". Сегодня мы расскажем вам о золотарях – ассенизаторах и их бизнесе.

Проблема утилизации нечистот встала перед человечеством еще во времена античности. Как известно, одним из подвигов Геракла было очищение Авгиевых конюшен от скопившихся там отходов конской жизнедеятельности. Некоторые древнеримские города имели централизованные системы канализации и водопровода – кое-где они продолжают успешно функционировать и по сей день. Остальные люди вынуждены были довольствоваться выгребными ямами или, с пользой для себя, напрямую удобрять подсобное хозяйство.

На территорию России высокие канализационные технологии начинают проникать вместе с татаро-монгольским нашествием. Татарская знать познакомилась с последними завоеваниями в сфере канализации через арабов. Так, при раскопках средневекового татарского города Мухши (в Пензенской области) археологи наткнулись на шикарный туалет местного правителя со сложной системой отвода скопившихся отходов.

С постепенным разрастанием городов архаичная система утилизации – "вывалим его подальше от нашей усадьбы" – работать перестала. Стало ясно, что нужны мужественные люди, которые возьмутся за труд вывоза человеческих отходов из выгребных ям. С начала XVIII в. появляются упоминания о золотарях – как правило, семейных артелях ассенизаторов, работавших с любым гражданином сдельно. Происходило все следующим образом: гражданин, нуждающийся в вывозе отходов, передавал в золотарскую слободку информацию о переполненной яме. Глухой ночью к дому подкатывала телега со специальным баками, куда перекладывалось содержимое. Ранним утром, бренча баками, золотари тянулись из города в отведенные властями места для слива нечистот. Оплата труда всегда происходила непосредственно перед началом процедуры. Золотари могли себе позволить диктовать условия оплаты, ведь в противном случае жители обрекали себя на настоящие страдания...

В народе золотари считались кем-то вроде прокаженных, только с деньгами. Селились они отдельно, за городской чертой, профессию старались передавать по наследству. Даже свои "экипажи" часто красили в черный цвет, чтобы их нельзя было ни с кем спутать. Работали ночью – не только чтобы не тревожить ужасным запахом горожан (в старое время в городах и так стояло то еще амбре), но, в основном, чтобы не встречаться с остальными людьми.

Самым обширным был бизнес столичных золотарей. В Москве, например, золотари весь XIX в. селились за пределами Первопрестольной в Золотой слободе. По иронии судьбы, с разрастанием Москвы в советское время "проклятое место" вошло в черту города под чудным именем – Золотая улица. Сегодня это район метро "Семеновская" неподалеку от старинного Владимирского тракта, по которому когда-то вели в ссылку заключенных и вывозили обходными путями отходы на Люберецкие поля, ныне известные как Люблинские. Кстати, была подле Москвы и еще одна слобода, населенная золотарями, сегодня это престижный район улицы Щукинская.

Москва, правда, одной из первых начала обзаводиться собственной канализацией, пошатнув позиции "вонючих" олигархов. До Москвы канализация была только в западных городах империи, таких как Варшава, Рига или Ревель. Даже блистательный Петербург со всеми своими дворцами зависел от простых провонявших мужиков. После революции Москва осталась единственным городом России с развитой системой утилизации нечистот. Но и эта система начала разваливаться в условиях гражданской войны. Начавшийся НЭП стал лебединой песней отечественных золотарей. Пока восстанавливали московскую канализацию и строили подобные системы в других городах, кустари-ассенизаторы вновь стали зарабатывать огромные барыши на вывозе отходов. Советские люди со злобой шипели: "У-у, золотарики – нэпманы". Но снова и снова звали ненавистных богатеев на помощь в вывозе своей выгребной ямы. С окончанием НЭПа артели золотарей разогнали, вывозом нечистот стали ведать государственные конторы. И что же вы думаете? Качество сервиса заметно упало. Домов с выгребными ямами было еще ой как много, а государственные "золотарики" и не думали работать качественно и быстро. Тут люди вспомнили золотарей добрым словом, но было поздно...

Самый интересный вопрос – о том, сколько же зарабатывали золотари – до сих пор остается тайной. Известно, что один из успешных московских золотарей, проработав 15 лет, смог на скопленный капитал открыть крупный часовой завод в Звенигороде. Некоторые золотари в конце XIX в. запросто посылали своих детей учится в Европу.

С устроением в крупных городах централизованных систем канализации потребность в золотарях, хоть частных, хоть государственных, отпала. Вымерли как класс.

Выбор читателей