Гражданский конгресс: "Власть объявила нам войну"

Участники Всероссийского гражданского конгресса "Россия за демократию, против диктатуры" договорились бороться с властью всеми законными способами. Впрочем, до "оранжевой революции" в России пока далеко




В минувшее воскресенье, в День российской Конституции, в Москве прошел Всероссийский гражданский конгресс "Россия за демократию, против диктатуры", в котором приняли участие представители правозащитных и общественных организаций, партий "Яблоко", СПС, КПРФ, "Наш выбор" и других (всего более 1200 участников из различных регионов России). Впрочем, организаторы отмечали, что конгресс, идея созыва которого принадлежит коалиции общественных организаций "За право выбора", не является мероприятием политических партий. В состав оргкомитета вошли около 70 известных политиков, представителей общественных организаций, партий, профессиональных и творческих союзов, бизнеса. Сопредседателями оргкомитета стали председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и председатель Фонда "ИНДЕМ" Георгий Сатаров.

На конгрессе обсуждались проблемы демократического развития России, гражданских свобод, взаимоотношений бизнеса и общества. Как следует из обращения оргкомитета конгресса, "под лозунгом борьбы с терроризмом президент Путин навязывает реформы, означающие отход от основных положений Конституции - принципов народовластия, разделения властей, федерализма". Эти реформы были названы логическим продолжением прежней политики руководства страны: бесцеремонного вмешательства в выборы, уничтожения независимых СМИ, развала эффективных экономических структур, воспрепятствования осуществлению правосудия. "Наступление ведется широким фронтом. Этот каток подминает под себя партии, профсоюзы, некоммерческие организации. Бюрократия делает ставку на спецслужбы и армию в ущерб социальной политике, науке, образованию. Нам всем брошен вызов", - говорится в обращении. Целью мероприятия его организаторы назвали выработку конкретной программы совместных действий "для сохранения страны, для того, чтобы не допустить ее превращение в неэффективное коррумпированное государство - вотчину бюрократии". Сам Сатаров определил задачу конгресса так: "Это - постоянно действующая структура, призванная консолидировать силы гражданского общества".

Некоторые выступавшие - например, правозащитник Сергей Ковалев - говорили о том, что с идеей защиты демократии участники конгресса опоздали, защищать уже, по сути, нечего. Сопредседатель Комитета-2008 Гарри Каспаров отметил, что существующий режим может разговаривать с оппозицией лишь в стиле своего "диалога" с Ходорковским, а на более серьезный разговор власть способна лишь в случае, если оппозиция выведет на улицы сотни тысяч людей, как это произошло на Украине. Впрочем, в вероятности подобного сценария собравшиеся усомнились - по словам члена СПС и Комитета-2008 Бориса Немцова, "оранжевая революция" в России невозможна. Такой же точки зрения придерживается директор Центра стратегических исследований, член Бюро партии "Яблоко" Андрей Пионтковский. "Людей не выводят, они сами выходят. В России эта энергия была выплеснута в начале 1990-х гг. на демонстрациях, в громадном энтузиазме, подъеме, надеждах, за которыми наступило абсолютное разочарование. Может быть, только следующее поколение способно на такие пассионарные действия. Но не сегодняшняя молодежь, которая политически достаточно пассивна. Рано угрожать жесткими действиями. Точнее, угрожать-то можно, но на демонстрацию реально выйдут 50 человек".

Как заявил "Yтру" член Комитета-2008 Борис Надеждин, "целью мероприятия являлось не создание предвыборной коалиции, а запуск проекта, который участники конгресса будут осуществлять в регионах. Это защита демократии, референдумов, консолидированных голосований в субъектах Федерации по ряду вопросов. Речь о том, чтобы задать импульс координированной работы в регионах всем организациям гражданского общества". По словам Надеждина, сегодня политическая жизнь "реально осталась на региональном уровне - в федеральном парламенте ее нет, она умерла".

Тем не менее, необходимость создания объединенной демократической партии не отрицал никто. Что до приглашенных в качестве наблюдателей коммунистов, с ними решено было сотрудничать, но не объединяться. "Совершенно очевидно, что на любых выборах у Компартии и у СПС будут отдельные списки. Но координировать отдельные вопросы мы, безусловно, должны, - считает Надеждин. - Мы с коммунистами никогда не договоримся ни по истории СССР, ни по частной собственности. Но если коммунисты говорят, что губернаторов нужно выбирать, а не назначать, и мы говорим то же самое, здесь наши позиции совпадают". Далее, наблюдение за выборами. "У нас разные кандидаты, но поскольку главным противником является бюрократия, то контроль за выборами мы можем осуществлять совместно, - сказал Надеждин. - Также мы можем проводить какие-то совместные массовые акции в регионах. В Москве вряд ли, в Москве коммунисты собирают демонстрации против монетаризации льгот или против капиталистов, а мы -по совершенно иным поводам, и нам незачем пересекаться. Но в российских регионах вопросы другие: есть бюрократия, которая всех построила, и тут СПС с коммунистами вполне могут быть в одной колонне тех, кто против". По словам Надеждина, это не означает никакого блока или политического союза. "Это означает, что большим количеством людей как левой, так и правой ориентации разделяются некоторые базовые ценности. Закручивание гаек, отмена выборов губернаторов, реальное устранение разделения властей, укрупнение регионов как угроза российскому федерализму - по этим вопросам и левые, и правые имеют одну отрицательную позицию", - сказал он.

Конкретное предложение об объединении на конгрессе все-таки прозвучало - со стороны лидера "Яблока" Григория Явлинского. Он предложил приступить к созданию объединенной демократической партии на базе "Яблока".

Эту идею "Yтру" прокомментировал Борис Немцов. "Было бы странно, если бы Явлинский предложил нечто иное, - сказал он. - Вообще идея собраться всем в одну партию - правильная. Но у меня есть сомнения в том, что ныне существующие партии - это лучший вариант. У каждой из них есть груз ошибок, и никуда от него не деться. Более честно и, главное, перспективно было бы взять малоизвестную партию, бренд - например, ДПР (Демократическую партию России) и всем вступить туда. Тогда ни проблемы вождя, ни проблемы конкуренции не будет".

Кроме того, по словам Немцова, в контексте предложения лидера "Яблока" у некоторых членов СПС может возникнуть резонный вопрос - а почему тогда уж не объединиться на базе СПС? "За истекший год прошли выборы в 20 регионах. Ни в одном из них "Яблоко" не преодолело 7% и лишь в Калуге преодолело 5%. У СПС ситуация получше, но тоже проблемная. СПС преодолела 7% лишь в двух регионах, 5% - в четырех. Еще у СПС четыре кандидата в губернаторы вышли во второй тур. Получается, "Яблоко" на региональных выборах выступает реально хуже, чем СПС", - напомнил Немцов. Впрочем, несмотря на то, что у СПС не меньше прав выступать с таким же предложением, по словам Немцова, "это тоже было бы неправильно". "Нужна новая, свежая, симметричная, а не затхлая конструкция", - констатировал он. Хотя то, что Григорий Алексеевич демонстрирует готовность к объединению, само по себе хорошо.

На конгрессе идею создания объединенной партии Немцов озвучивать не стал. "Если относиться к этому всерьез, а не как к пиару, прокукарекать об этом мало, нужно, чтобы после этого возникли какие-то действия. Такие вещи надо готовить", - признался он. Конгресс же, по оценкам Немцова, к такому шагу не был готов: "Это была проба пера. Приехали люди со всей страны, которые друг друга в первый раз видят. Так сразу им сказать - "давайте записывайтесь в партию такую-то" - несерьезно, потому что не будет отклика, идея опять будет дискредитирована". Впрочем, затягивать процесс Немцов тоже не советует - "если такая партия не появится в 2005 г., она не появится никогда. Во всяком случае, в ближайшей перспективе", - считает он.

Впрочем, то, что люди из политических партий и общественных организаций собрались вместе, выработали достаточно понятную позицию, договорились работать дальше, создали постоянно действующий орган управления, по словам Немцова, "для первого заседания уже немало. А требовать, чтобы на заседании тут же решили все проблемы, которые не могли решить за 15 лет - наивно". Особый плюс конгресса, по словам Немцова, в том, что "это была не московская, а российская тусовка".

Что касается идеи Немцова относительно объединения демократов под новой вывеской - самим "яблочникам" она оказалась вовсе не так чужда, как могло показаться. Как сообщил "Yтру" Андрей Пионтковский, "не принципиально, под чьим брэндом объединятся СПС и "Яблоко". Более принципиален вопрос платформы. Ведь мы собрались бороться против диктатуры Владимира Владимировича Путина. "Яблоко" достаточно едино по этому вопросу и занимает сейчас жесткую позицию борьбы с путинской диктатурой. А вот в СПС совершенно очевидно проглядываются две разные партии, пропутинская и антипутинская. Одна - назовем ее условно партией Чубайса, Коха, Гозмана - это пропутинская партия, которая вела Путина к власти, которая видела и видит в нем русского Пиночета, ведущего нашу "отсталую" страну по пути либерально-экономических реформ. Ну не могут с путинской диктатурой бороться председатель РАО ЕЭС Чубайс, Греф, Кудрин и прочие. Скорее Сурков из них создаст такую прокремлевскую правую партию. И там эти люди будут чувствовать себя естественно. Есть другая часть СПС, условно я назову таких лидеров, как Стариков, Кара-Мурза, Малахов, возможно, Немцов, которые разделяют позицию "Яблока" по отношению к Путину, видят результат путинской деятельности, провал так называемой модели авторитарной модернизации. Реально говорить об объединении "Яблока" с той частью СПС, которая готова занять жесткую антипутинскую позицию, бороться с путинским режимом, защищая экономические и политические ценности и свободы и дистанцировать себя от Чубайса, Коха, Гозмана".

По словам Андрея Пионтковского, в целом Явлинский сделал очень важный шаг, "который надо развивать". "Просто есть психологические проблемы людей, у которых вся жизнь связана с СПС. Им очень трудно взять и вступить в партию "Яблоко". Я думаю, следующим шагом Явлинского будет смягчение этой формулы объединения "на базе "Яблока". Я предлагаю - и, надеюсь, в ближайшее время это станет официальной позицией нашей партии - объединительный съезд на паритетных условиях и "Яблока", и той части СПС, которая будет жестко позиционировать себя как антипутинская партия. А пропутинской фракции СПС, явным теневым хозяином которой является Чубайс, в будущей объединенной демократической партии делать нечего".

Оценивая конгресс, Андрей Пионтковский, со своей стороны, назвал его "шажком в правильном направлении". "Люди не только выработали общую оценку сегодняшней политический и экономической ситуации в стране, но и задумались всерьез об объединении демократических сил перед лицом угрозы диктатуры и авторитаризма, которые становятся все более очевидными. Демократическому обществу нечего скрывать, что оно борется с властью. Это же не заговор. Должна быть создана партия, которая не приемлет сегодняшнюю ситуацию и стремится прийти к власти. Это абсолютно законно в рамках пока еще действующей Конституции. Мы не должны ждать катастрофы в 2008 году. Нужно уже сегодня вырабатывать точку зрения, альтернативную тому, что говорит власть, и не скрывать ее от власти. Вот это и есть конструктивный диалог", - сказал он.

В рамках тематических секций участники вырабатывали совместные решения по таким вопросам, как защита институтов демократии, обеспечение свободных и честных выборов, борьба с коррупцией и терроризмом, защита свободы слова, проблемы безопасности, создание институтов гражданского контроля над действиями власти, развитие гражданских организаций. Подводя результаты работы по секциям на заключительном пленарном заседании, участники конгресса высказывались за создание альтернативной философии избирательной системы и нового избирательного законодательства (на одной из секций была даже создана рабочая группа, готовая заниматься разработкой этого вопроса). Говоря о взаимодействии с бизнесом, участники конгресса высказались за то, чтобы "не только искать у бизнеса финансирования, но и предлагать ему механизмы защиты его интересов". Бизнес не остался в долгу: представитель секции "Бизнес - общество - власть" заявил, что участники секции (как было отмечено, "не олигархи, а малый бизнес") готовы поддерживать, в том числе и финансово, структуры гражданского общества. Также прозвучали инициативы на предмет обязательной антикоррупционной экспертизы принимаемых законопроектов и реализации общественных механизмов противодействия коррупции. (Некоторые сидящие в зале, впрочем, в шутку предлагали "брать и расстреливать коррупционеров публично, перед телекамерами", объясняя, что "только тогда в стране что-то изменится"). Представители секции, работавшей над проблемами СМИ, заявили о необходимости создания общенациональной гражданской газеты, отметив, что "есть уже пути и финансирования, и распространения". От секции безопасности поступило предложение о мирных переговорах между российскими лидерами и лидерами чеченских сепаратистов, а также о создании в рамках Гражданского конгресса общественного совета по проблемам Северного Кавказа. Также было предложено провести Всероссийскую конференцию, посвященную проблеме ксенофобии и неофашизма.

Участники конгресса приняли Декларацию о совместных действиях, в которой поддерживаются принципы народовластия, приоритет прав и свобод человека и гражданина, верховенство закона, многопартийность и разнообразие форм собственности, федерализм, разделение властей. Как следует из документа, народ России имеет неотъемлемое право на прямые выборы властных органов и может самостоятельно и разумно распоряжаться своим выбором. "Даже захватив всю политическую власть и подавив оппозицию, кремлевская бюрократия не сможет решить проблемы, стоящие перед страной - преодолеть бедность, победить терроризм, сохранить единство страны, обеспечить устойчивый и не зависящий от мировой конъюнктуры рост экономики", - говорится в документе. Наоборот, "сворачивание свободы и демократии, устранение политической конкуренции и многопартийности неизбежно приведут к дальнейшему отчуждению народа от власти, к росту коррупции, к распространению национального и регионального сепаратизма, к еще более чудовищному террору, как со стороны экстремистов, так и со стороны бюрократии". Участники конгресса заявили об объединении усилий и взаимодействии по следующим основным направлениям: обеспечение свободных и честных выборов всех уровней; реализация совместных программ, направленных на защиту прав граждан, Конституции и демократии в России; согласованное противодействие сворачиванию свободы и демократии; организация референдумов, направленных на защиту и развитие закрепленных Конституцией основ государственного строя России. "Происходящее в нашей стране и ее будущее в первую очередь зависит от нас, от нашей активности, от наших знаний и таланта, умения консолидироваться, воздействовать на власть. Наши главные цели - развитие структур гражданского общества, взаимопомощь, конкретная работа по всей стране", - говорится в Декларации. Учрежден постоянно действующий рабочий орган - Комитет действия Всероссийского гражданского конгресса.

В последний момент из Декларации убрали абзац "Мы будем работать сами и намерены сотрудничать с властью". Как заявил Гарри Каспаров, "диалог с властью невозможен, говорить о сотрудничестве с ней бессмысленно, настроения собравшихся в зале, как мне кажется, совсем иные". По словам Каспарова, "если мы будем сильными, власть сама пойдет на диалог. И вообще, это она объявила нам войну, а не мы ей". Георгий Сатаров, между тем, отметил, что власть бывает разной - "с кем-то можно разговаривать, с кем-то нет". Из зала также звучали замечания о том, что конгресс, с одной стороны, добивается мирного диалога российских властей с Чечней, с другой стороны, сами участники конгресса с властью разговаривать отказываются. Как бы то ни было, абзац о сотрудничестве с властью сняли.

Также был вычеркнут фрагмент Декларации о том, что "в случае грубого и очевидного попрания Конституции и прав человека участники конгресса готовы к жестким действиям, вплоть до организации массовых акций гражданского неповиновения". "Мы бы хотели, но мы не готовы", - с сожалением заметил Георгий Сатаров. Зато решено было добавить резолюцию по политическим репрессиям с требованием прекратить травлю "ЮКОСа" и других компаний.

Выбор читателей