Гигант с птичьим голосом

21 декабря в Светлановском зале Дома музыки на Красных холмах прошла инаугурация нового органа. Весной "король инструментов" будет представлен широкой публике на Первом международном органном фестивале




До вчерашнего дня Светлановский зал Дома музыки на Красных холмах несмотря на все свои несомненные достоинства не мог считаться полноценным концертным залом в привычном понимании. Мешало отсутствие органа. Конечно, такому вместительному залу и инструмент требуется серьезный. Руководство это прекрасно понимало и с выбором не спешило. Не обошлось здесь и без московского мэра. Надо отдать должное Юрию Лужкову, все финансовое бремя взял на себя город, чей бюджет похудел на €2,2 миллиона.

Проектирование, создание и монтаж инструмента были поручены немецкой коалиции Kleis/Glatter-Goetz, у которой на все про все ушло ровно три года. Klеis - одна из ведущих органостроительных фирм в мире, Glatter Gоеtz - старейшая династия органных мастеров, занимающаяся этим ремеслом с 1873 года. Ее же орган установлен и в Камерном зале ММДМ в прошлом году. Детище получилось впечатляющим – высотой 14 м, шириной – 10 м и глубиной свыше 5 метров. Весит он 30 т и состоит из шести тысяч труб.

Потенциал немецкие мастера в свое произведение вложили немалый – четыре мануала (клавиатуры), 84 регистра, среди которых есть такие редко встречающиеся, как "россиньоль" ("птичьи голоса") и "клошет" (колокольчики). Басы у нового органа тоже внушительные – он может издавать звуки на октаву ниже контрабаса. Впрочем, количество регистров бывает гораздо большим: так, например, орган Домского собора в Риге имеет 117 регистра при 6768 трубах. Суть идеи немецких мастеров – создать вполне современный инструмент, но при этом твердо опираясь на традиции органного производства.

Прошедшая 21 декабря церемония инаугурации "короля инструментов" началась с некоторым опозданием. Ждали высоких гостей, но ни московский градоначальник, ни министр культуры и массовых коммуникаций А.Соколов послушать первое публичное звучание органа не явились.

Под звуки труб ключи от органа на красной бархатной подушке были переданы художественному руководителю Дома музыки Владимиру Спивакову. "Ребенком будучи, когда высоко Звучал орган в старинной церкви нашей, Я слушал и заслушивался, слезы Невольные и сладкие текли" – процитировал маэстро монолог Сальери из маленькой трагедии А.С. Пушкина и добавил, что лучше поэта про орган никто еще не сказал.

Честь первым сыграть в этот вечер на новом инструменте выпала немецкому органисту Клеменсу Шнорру, главному органисту Фрайбурга и одного из соборов Мюнхена. В его непривычно сухом и отрывистом исполнении прозвучали произведения Баха и Раванелло. В полную мощь орган зазвучал, когда за пульт уселся Василий Долинский и эмоционально и мощно сыграл импровизацию из Сонаты Макса Регера. Тут и выяснилось, в каком музыкальном материале орган звучит лучше всего.

Завершилось первое отделение молитвой "Богородице Дево, радуйся" Антона Вискова, представленные все тем же Василием Долинским, Ольгой Ионовой (сопрано) и Свято-Никольским хором Третьяковской галереи.

Вторая часть концерта англичанин Томас Троттер блистательно открыл знаменитой токкатой и фугой ре минор И.С. Баха и двумя миниатюрами Шумана и Листа. Но кульминацией всей программы стал Концерт для органа, струнных и литавр Франсиса Пуленка в исполнении Томаса Троттера и Государственного камерного оркестра "Виртуозы Москвы" под управлением Владимира Спивакова. Невероятный по красоте диалог органа и оркестра стараниями исполнителей превратился в настоящий шедевр ансамблевого исполнения и вызвал вполне заслуженный шквал аплодисментов.

Итак, начало концертной жизни нового инструмента положено. Думается, что и в дальнейшем простаивать он не будет. Уже в марте 2005 г. новый орган будет представлен широкой публике на Первом международном органном фестивале. Для участия в нем приглашены самые известные органисты Европы. Среди них - Жан Гийю и Лионель Рогг, Маттиас Айзенберг (органист Гевандхауза, Германия), дуэт Тодда Уилсона и Дэвида Хиггза (США) и другие.

Выбор читателей