Пресс-конференция Владимира Путина. Полный текст

Сегодня президент в прямом телеэфире ответил на вопросы журналистов со всей страны. "Yтро" ведет онлайн-трансляцию пресс-конференции




В Кремле сегодня состоялась пресс-конференция российского президента. В ней приняли участие около 700 журналистов.

Как известно, Путин проводит столь масштабную пресс-конференцию в четвертый раз. Как и прежде, встреча прошла в Круглом зале 14-го корпуса Кремля. Путин общался с журналистами ровно три часа. Полный текст пресс-конференции президента приводится ниже и обновляется в режиме онлайн.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Нашу сегодняшнюю встречу можно назвать традиционной – каждый год мы собираемся здесь, в Кремле, по поводу подведения итогов. Правда, мы решили в этом году в таком составе в конце года собраться именно в кремлевских стенах, потому что проводить прямой эфир, в котором участвует большое количество людей, в зимних условиях не очень удобно: холодно у нас в стране в это время. Мы не отказываемся от этой формы работы, но перенесем ее на более благоприятный с точки зрения климатических условий период времени. А сегодня подведем итоги уходящего года. Разумеется, отвечу на все вопросы, которые вас интересуют.

Но начну, конечно, с итогов года. Некоторые цифры вам известны, некоторые, может быть, будут новыми. Если я повторюсь, то прошу меня извинить.

Первая цифра уже известна хорошо. Конечно, еще нужно будет более точно подсчитать, но примерный ожидаемый среднегодовой темп роста ВВП (валового внутреннего продукта) будет примерно 6,8%. Это примерно соответствует среднегодовым темпам роста российской экономики за последние пять лет. На душу населения в 2004 г. ВВП составит около $4 тыс., если говорить в долларовом эквиваленте. Это более чем в два раза больше, чем в 2000 г., и почти в три раза превышает показатель 1999 года.

Инвестиции в основной капитал в 2004 г. увеличились более чем на 10%. Чуть-чуть меньше, чем в прошлом году, но цифра неплохая. Импорт товаров увеличился почти на 25%. В результате почти двукратного превышения экспорта над импортом мы имеем рекордное за последние годы сальдо торгового баланса – почти $80 миллиардов. Причем когда я говорю об увеличении объема экспорта, то имею в виду не только стоимостное увеличение, но и увеличение физических объемов. Золотовалютные резервы страны увеличились почти на 70%, приближаются к отметке $120 миллиардов. Это рекордный показатель не только за всю историю Российской Федерации, но и Советского Союза.

Важно отметить, что впервые объем золотовалютных резервов превысил объем государственного внешнего долга. Это значит, что Россия превратилась в страну – нетто-кредитора. Экономический рост способствовал увеличению реальных, хочу это еще раз подчеркнуть, реальных – за вычетом инфляции, роста цен – располагаемых доходов населения. Они увеличились на 9%, пенсии выросли примерно на 5%, заработная плата, по разным подсчетам – к сожалению, точной статистики даже мне не удалось получить, – от 10 до 12,5%. Но 10% – это точно.

Сократилось количество безработных, они у нас составляют примерно 4% от экономически активного населения. Вместе с тем нужно отметить, что это все-таки в абсолютных величинах большое количество людей – 5,5 млн человек. И это, конечно, вопрос, который требует постоянного внимания со стороны правительства.

Неплохо складывались дела в сфере государственных финансов. Уже пятый год мы имеем профицит федерального бюджета. Размер стабилизационного фонда превысил $20 млрд, при этом на треть был сокращен с 1999 г. государственный внешний долг, а его доля в ВВП снизилась с почти 60 до 20%.

Одним из результатов стало присвоение России инвестиционного рейтинга уже двух ведущих мировых рейтинговых агентств. И должен сказать, что эти оценки полностью отражают экономическую практику. Если в предыдущие годы в страну поступало около $4 млрд прямых инвестиций ежегодно, в 2003-м – $6,2 млрд, в текущем году – около $10 миллиардов.

Конечно, и этого недостаточно. Но динамика положительная, и она очевидна.

Все это позволяет нам выйти на следующие рубежи и в решении социальных вопросов. Как вы знаете, с 1 января 2005 г. минимальный размер оплаты возрастет на 20%, с 600 до 720 руб., и, соответственно, на 20% повысится заработная плата бюджетников всех уровней. С 1 октября 2005 г. минимальный размер оплаты труда увеличится еще на 11% – до 800 рублей. Заработная плата работников бюджетных учреждений также возрастет на 11%. В номинальном выражении за 2005 г. мы планируем, что заработная плата бюджетников увеличится на треть при инфляции 8,5%, то есть примерно на 22,9% в реальном выражении.

И должен сказать, что впервые мы начали планировать вот такие повышения на два года. К маю 2006 г. минимальный размер оплаты труда должен вырасти до 1100 руб., таким образом, рост в этой сфере составит за полтора года где-то 83%. Разумеется, хотелось бы еще больше, но, повторяю, темпы, тенденция, на мой взгляд, являются положительными.

Вот это то, что я бы хотел сказать вначале. Я в вашем распоряжении, пожалуйста.

==Вопрос / Антон Верницкий, Первый канал Вы сказали про экономические итоги года, а каковы итоги политические? И вообще, каков был уходящий високосный год?

==В.В. Путин Этот год не был простым не только для нашей страны, но для остального мира. Напряженная ситуация во многих регионах нашей планеты - на Ближнем Востоке, в Ираке. Но, несмотря на эти катаклизмы, в целом он заканчивается со знаком плюс. Хотя, думаю, и у меня, и у всех граждан в первую очередь в памяти останется трагедия в Беслане. Мы и впредь будем уделять внимание работе внутри страны, направленной на борьбу с терроризмом, будем укреплять правоохранительные органы, политическую систему.

==Вопрос / "Комсомольская правда" Важная проблема – административная реформа. Такой ли вы ее себе представляли, в чем надежды оправдались, в чем нет, почему так медленно в Кабмине?

==В.В. Путин Реформа медленно идет не в Кабинете министров, она в стране в целом медленно идет. Наша страна в течение длительного периода исторического развития существовала как суперзабюрокраченная экономика и суперзабюрокраченное государство, где чиновники присвоили себе право решать все и вся за всех. Это в сознании не только чиновников, но и всех людей... Все привыкли ждать решения от начальника. Я готов поулыбаться вместе с теми, кто ждал и не дождался резких изменений. Процесс не быстрый, но мы идем по этому пути...

Итак, направление правильное. Что сейчас надо сделать? Выработать критерии оценок деятельности различных уровней власти - от федерального до муниципалитетов. Оценивать не по получаемым деньгам, а по результатам деятельности.

Правительство занимается выработкой таких критериев по всем направлениям, включая правоохранительную деятельность. Это первое, без этого успехов не добиться. Нужно постепенно выводить государство из тех сфер экономики, где оно не должно быть.

В России осуществляется переход к формированию законодательной власти по партийным спискам, и руководство страны предпримет усилия, чтобы эти решения привели к более сбалансированной политической системе.

==Вопрос / А. Туманов, газета "Ваши шесть соток" Владимир Владимирович, на прошлой пресс-конференции я тоже в первых рядах задавал вам вопрос, если вы помните, про садоводов и огородников. В прошлый раз вы назвали много цифр: сколько у нас садоводов и огородников производят сельхозпродукцию. Вы это хорошо знаете, вам подготовили. Но не знаю, сообщили вам или нет, что сейчас ситуация такова...

==В.В. Путин Я сам был огородником.

==А.Туманов Да, вы говорили об этом.

==В.В. Путин Во всяком случае, мои родители этим занимались активно.

==А.Туманов Вас очень цитировали, когда вы сказали, что "горбатились" на садовом участке.

==В.В. Путин Я так сказал?

==А.Туманов Да, именно так. Так вот, сейчас ситуация такова, что чиновники садоводов-огородников так зажали, что сейчас идет массовый сброс этих дач, то есть люди просто бросают садовые участки. А дело в том, что садовый участок, когда он в собственности, его невозможно не продать, и просто целые товарищества забрасываются.

==В.В. Путин Почему?

==А.Туманов А потому, что очень дорого все. Потому что проезд дорогой, чиновники обложили всевозможными налогами. Начинают за экологию бороться. Как за экологию бороться? Значит, обложить налогом, и все на этом заканчивается. Стало невыгодно заниматься этим. И некуда обратиться. Вот шахтерам есть куда обратиться, православным есть куда обратиться. Садоводам – нет. Нет ни одной организации, которая занимается ими. Вот сейчас Общественная палата вами организовывается, какая-то надежда появилась, что там будут люди, которые будут как-то хоть представлять интересы садоводов-огородников. Может быть, закон сейчас новый примут. Так вот меня интересует: как будет формироваться эта Общественная палата? Я читал закон, но тут дело в том, что сейчас пошли разговоры, что в Общественную палату будут чиновников, которые не пришлись ко двору, "сбрасывать", как в ссылку.

==В.В. Путин Нет, такой вид ссылки не предусмотрен. Это первое, что я бы хотел сказать. Второе: в отношении садоводов-огородников и их деятельности. Вы сказали сейчас показательные слова, произнесли "становится невыгодным". Это становится невыгодным и, конечно, в связи с ростом цен на энергоносители, на проезд на транспорте и так далее, тем более что много людей пожилого возраста занимается огородничеством, для них это действительно сложно. Но это невыгодным становится и в связи с другими обстоятельствами: в связи с тем, что товарный рынок заполняется продукцией, часто достаточно рентабельных производств и по приемлемым ценам; дороже получается кустарным образом производить, чем купить у оптовых продавцов эту продукцию. Тем не менее я уверен, что государство должно подумать над тем, как поддержать этот вид деятельности.

Но мы еще наверняка поговорим о так называемых льготных выплатах. Как вы знаете, там предусмотрен социальный пакет из 450 руб., но на самом деле для людей это будет выражаться в других цифрах, в том числе это касается и проезда на железнодорожном транспорте, на пригородном железнодорожном транспорте и на пригородном транспорте вообще. Поэтому надеюсь, что эта мера позволит несколько улучшить ситуацию, хотя не исключаю, что и Общественная палата, а вместе с ней потом и Государственная дума должны будут заняться более предметно той темой, которую вы сейчас подняли.

==Вопрос / Газета "Ноев ковчег" Сегодня как никогда важно обратить внимание на политику РФ в отношении стран Южного Кавказа.

==В.В. Путин: Россия всегда присутствовала в этих регионах, у нас есть свои интересы на Южном Кавказе. Эти интересы должны быть гарантированы, но, конечно, они должны сочетаться с интересами других, включая Грузию, Армению и Азербайджан. Мы работаем в этом направлении, проблем нет.

По Карабаху свою позицию мы давно сформулировали: мы готовы быть посредниками и гарантами тех договоренностей, которые могут состояться между участниками конфликта в Нагорном Карабахе - между Арменией и Азербайджаном. Однако мы не хотим на длительную историческую перспективу стать неблагоприятными партнерами для одной из сторон. Мы не хотим брать на себя эту ответственность. Пусть стороны сами договорятся между собой.

==Вопрос / "Интерфакс" Вопрос об энергетических компаниях - важнейшей части экономики России. Первое: несут ли они достаточную социальную нагрузку? Второе: правильно ли, по науке ли идет использование недр, не по принципу "схватить прибыль"? Третье: ночью произошли известные события с "Юганскнефтегазом". Ваши комментарии по этому поводу?

==В.В. Путин: Социальная нагрузка: после принятия ряда решения она была перераспределена, причем не в пользу компаний. Они работают устойчиво, увеличивают капвложения, быстро растут и развиваются. Абсолютно все компании в последнее время увеличили добычу - нефтяные, если мне не изменяет память, на 5,2%, газовые на 2%. Все увеличили поставку сырья на внешний рынок. В целом динамика хорошая. Социальная нагрузка на компании увеличилась, соответственно увеличился и вклад в бюджет.

Относительно добычи полезных ископаемых: разведанных запасов энергоресурсов при нынешнем уровне добычи, по самым усредненным подсчетам, хватит на 45-55 лет. Но вместе с тем и государство, и сами энергетические компании должны заниматься разведкой полезных ископаемых. Необходим государственный контроль за тем, чтобы способы добычи не были "колониальными" - "вершки схватить, а корешки оставить". Эта функция (контроля) должна лежать прежде всего на контролирующих организациях".

"Роснефть" приобрела "Юганскнефтегаз" абсолютно рыночным способом. Приобретя известный актив "Байкалфинансгруп", "Роснефть", по сути стопроцентная государственная компания, приобрела известный актив - "Юганскнефтегаз". Все сделано абсолютно рыночным способом. Еще на пресс-конференции в Германии 21 декабря я допускал возможность участия государственных и других компаний в работе с этим активом. Они этим правом воспользовались. Все вы прекрасно знаете, как проходила приватизация в начале 90-х гг., как, используя различные уловки, в том числе нарушающие даже тогда действовавшее законодательство, многие участники рынка получали многомиллиардную государственную собственность. Сегодня государство, используя абсолютно легальные рыночные механизмы, обеспечивает свои интересы. Я считаю это вполне нормальным.

==Вопрос / Нижний Новгород В следующем году Россия впервые будет отмечать день освобождения Москвы силами Нижегородского ополчения. Не собираетесь ли вы приехать в Нижний Новгород, чтобы отметить этот праздник вместе с нижегородцами?

==В.В.Путин Спасибо за приглашение посетить Нижний Новгород. Я у вас уже был и с удовольствием еще раз приеду. Нижний Новгород - один из крупных городов, мегаполис. Там сосредоточены промышленность, наука. И вообще город очень интересный, красивый.

==Вопрос / Насколько целесообразно было бы назначать, а не выбирать мэров городов?

==В.В.Путин Полагаю, мы должны оставаться в рамках действующего законодательства и не нарушать баланс между политической активностью населения и ролью и мощью государства в этой сфере. Законодательство предоставляет такие возможности. Что касается муниципалитетов: если граждане, проживающие на какой-то территории, полагают, что для решения их социальных вопросов нужно таким образом организовать свои органы власти и управления, чтобы иметь лучшую связь с губернатором (мы понимаем, что при этом граждане могут рассчитывать на дополнительную помощь из регионального бюджета в вопросах образования, здравоохранения, соцобеспечения), то тогда они могут провести у себя референдум и выработать иную, отличную от действующей сейчас, систему формирования (избрания) муниципальных органов власти. Но без решения граждан, проживающих на конкретной территории, ничего нельзя менять.

И второе. Сами губернаторы говорят, что им нужно больше влияния на города и крупные центры. Но никто никогда не просил забрать под свою власть все муниципалитеты. Это не нужно, это перегружает губернаторов, и никто к этому не стремится.

==Вопрос / А.Пасмуртин, Хабаровск Вы не раз подчеркивали, чтобы обеспечить безопасность в XXI в., в том числе и бороться с терроризмом, может только професиионаональная армия. Но для этого работа военных должна хорошо оцениваться - как материально, так и социальными гарантиями. Что для этого будет сделано?

==В.В.Путин Денежное содержание надо повышать! И решать проблемы с жильем.

Мы будет создавать профессиональную армию. Как известно, мы не ставим целью сделать ее на 100% профессиональной, но части постоянной готовности такими будут. Главная задача - обеспечить такое состояние, при котором военнослужащие срочной службы не будут служить в горячих точках - прежде всего, конечно, в нашей стране. Я имею в виду Северный Кавказ, Чеченскую Республику и так далее. С 1 января 2005 г. ни одного военнослужащего срочной службы, проходящего по линии Министерства обороны, в Чеченской Республике уже не будет. А с 1 января 2006 г. ни одного военнослужащего, проходящего воинскую службу во Внутренних войсках по линии МВД, (в Чечне) быть не должно.

42-я дивизия в Чеченской Республике полностью переходит на такую форму, и в конце 2007 г. мы должны перевести все части постоянной готовности. Если сегодня контрактник в Чечне получает 12-15 тыс. руб., то для других регионов это в 2 и более раз ниже. Этого недостаточно. Мы этот вопрос недавно обсуждали на заседании Совета безопасности. Министр обороны настойчиво ставит эти вопросы перед правительством, экономическому блоку поставлено задание решить задачи, чтобы военные не отличались в худшую сторону от госслужащих.

Что касается жилья, то мы выработали для военнослужащих Минобороны ипотечную систему, она будет работать, она не может не работать. А для тех, кто под ее действие не подпадает, нет другого способа, кроме как выделять жилье по старым правилам и выделять дополнительные средства на строительство служебного жилья.

==Вопрос / "ИТАР-ТАСС", Леонид Корманенко Накануне прошло острое заседание правительства по удвоению ВВП, его показали по телевидению, и там чиновники вели горячие споры. Можно ли назвать Кабинет министров одной командой, командой президента?

==В.В. Путин Правительство предоставило вам возможность любоваться с первой минуты до последней тем, как оно работает. Не думаю, что это было совсем уж продуманное решение. Работать перед камерами достаточно сложно. Когда камеры работают, хочется выглядеть хорошо, но голова отключается. Надеюсь, правительство какую-то часть своих еженедельных заседаний сделает закрытой. Не потому, что есть какие-то секреты, а чтобы откровенно разговаривать и спорить, может быть, еще более остро. Нет ничего оособенного в том, что члены правительства добиваются общих целей, но у них разные подходы к инструментам, служащим достижению целей. Все они думают одними категориями и являются одной командой

О том что вчера обсуждалось. Обсуждалась среднесрочная программа социально-экономического развития России. Я абсолютно уверен: все, что подготовлено правительством в качестве среднесрочной программы, является абсолютно необходимым для страны. В программе, в частности, идет речь об обеспечении прав собственности, необходимости выработки новых критериев оценки работы органов власти, диверсификации экономики, бюджетировании по результатам, а также преобразованиях в сфере здравоохранения и образования и дальнейшем снижении налогового бремени. Там говорится о необходимости более четких критериев при изъятии налога на добавленную стоимость при капитальном строительстве, что крайне важно для инвестиций вообще.

Кроме того, среди важнейших задач, заложенных в программе, снижение количества людей, проживающих за чертой бедности, до 5%, и увеличение доли среднего класса в обществе. Надеюсь, что среднесрочная программа будет принята в самое ближайшее время.

==Вопрос / Агентство "Киодо Цусин", Япония Насчет мирного договора с Японией. Министр иностранных дел Сергей Лавров предложил решить территориальный вопрос, передав Японии два острова. Но Япония хочет четыре. Возможно ли это? Какова ваша позиция? Когда вы собираетесь ехать в Японию, до или после 9 мая? Если не будет компромисса, возможна ли отмена визита?

==В.В. Путин Отношения с Японией развиваются неплохо - растет товарооборот, регулярные контакты на политическом уровне. Нас огорчает, что не решен вопрос о мирном договоре, потому что это и в японских национальных интересах и в наших. Все проблемы, мешающие развитию отношений, надо "зачистить" как можно быстрее. Япония в этом заинтересована не меньше России - прежде всего в развитии экономических связей.

Что касается заявления главы МИД, насколько я видел, он не предлагал никаких островов. Чему вы аплодируете? Он упомянул декларацию 1956 года. Вот что там написано: декларация 1956 г., которая была, кстати, ратифицирована и СССР, и Японией. А вы сегодня говорите: "Хотим четыре острова"... Зачем тогда ратифицировали? РФ - правопреемница СССР. Мы, разумеется, будем стараться выполнять все международно-правовые обязательства, взятые СССР, как бы ни было тяжело. СССР вернул четыре острова после Второй мировой, считая их своими, подписал декларацию и ратифицировал ее. Там есть ст. 9, где написано, что условием передачи двух островов является подписание мирного договора, которым будут урегулированы все территориальные споры. Если ратифицировали, почему теперь поднимают этот вопрос?

Как человек юридически образованный, обращаю внимание на формулировки. В декларации не сказано, как передать, когда передать и в чей суверенитет... Только имея такой уровень отношений и дружеский характер этих отношений, Россия и Япония смогут решить сложные проблемы, доставшиеся в наследство.

==Вопрос / Телекомпания "Петербург". Совсем недавно президент Польши Квасьневский сказал, что для США лучше Россия без Украины, чем Россия с Украиной. Прокомментируйте.

==В.В. Путин Земляки задают правильные вопросы. Я был крайне удивлен, когда увидел интервью. Мы с ним в хороших отношениях, он опытный человек, в России его знают ... Для действующего главы государства, уважаемого в мире, и нашего соседа, выступать с комментариями политики другой страны неуместно. Такое впечатление, что это заявление не действующего президента, а человека, который устраивается на работу в связи истечением своих полномочий. Не уверен, что это заявление можно считать корректным.

Мы выстраиваем отношения на постсоветском пространстве деликатным образом. Не пошли по югославскому варианту, сделали все для того, чтобы республики встали на ноги. Развиваем истинное равноправие с уважением к прошлому и будущему стран, с ответственностью за будущее развитие межгосударственных отношений.

Мы не собирались ничего аннексировать. Если читать это высказывание как попытку ограничить возможности России по развитию отношений с соседями, это можно оценить как стремление изолировать Российскую Федерацию. Не думаю, что в этом смысл политики США. У нас на будущий год намечена встреча с Бушем, я ему этот вопрос задам. Если это действительно так, тогда и позиция по Чечне станет более понятной - там проводится политика раскачивания Федерации.

А что касается Квасьневского, то ему и в самой Польше есть чем заняться: у них 20% безработных - у нас 7,4%. В 1993 г. государственный долг Польши составлял где-то 47 с небольшим миллиардов долларов, им скостили 50% по политическим соображениям, сегодня Польша уже накопила €92 млрд долга - это свыше $100 млрд, если учесть курс между евро и долларом. "О доме надо думать!" - как говорят в известном анекдоте.

==Вопрос / ГТРК Омска Владимир Владимирович, продолжая этот вопрос: вы встречались в Омске с президентом Назарбаевым и знаете, как заинтересованы наши приграничные территории в сотрудничестве. Вот то, о чем сейчас говорили, у нас вызывает тоже большое беспокойство. Пожалуйста, прокомментируйте казахстанское направление и ЕврАзЭС в целом.

==В.В. Путин А что у вас вызывает беспокойство?

==Вопрос / ГТРК Омска Беспокойство вызывает то, что на постсоветском пространстве пытаются интересы России подчинить чужим. Мы очень заинтересованы в приграничном сотрудничестве. Спасибо.

==В.В. Путин Действительно, вы знаете, если говорить о всем постсоветском пространстве, то меня прежде всего беспокоят попытки решения политических вопросов неправовым способом. Вот это – самое опасное. Самое опасное, знаете, создание системы перманентных революций – то "розовых", то каких-то там "голубых" еще придумают. Жить нужно привыкнуть по закону – вот это меня больше всего беспокоит, – а не по политической целесообразности, которую определяют где-то в другом месте за тот или другой народ. Внутри общества должны созреть определенные правила, процедуры. Конечно, нужно обращать внимание, нужно поддерживать и помогать демократиям, но, если мы встанем на путь перманентных революций, ничего хорошего для этих стран, для этих народов не будет. Мы погрузим все постсоветское пространство в череду нескончаемых конфликтов, которые будут приводить к достаточно тяжелым последствиям.

Вы знаете, меня – я, может быть, немножко в сторону уйду, но воспользуюсь вашим вопросом – меня беспокоят эти двойные стандарты, о которых мы так часто говорим. Что мы имеем в виду, когда говорим об этих двойных стандартах? Наверняка еще будут вопросы по отношениям с Соединенными Штатами, с Евросоюзом, но тем не менее я оттолкнусь от вашего вопроса. Вы знаете, говорим о выборах, об украинских выборах, я, кстати, уже упоминал об этом, но сейчас скажу еще раз, пользуясь большим количеством здесь журналистов, в том числе и иностранных журналистов.

Провели выборы в Афганистане. Мы знаем, это первые выборы в Афганистане, мы их поддержали, они были нужны. Но так ли там все было хорошо? Мешки с отпечатками пальцев голосующих свозили со всей страны, а по нашим данным, в том числе даже из Пакистана завозили в течение двух или трех недель. Кто там считал, сличал эти отпечатки пальцев и проводил дактилоскопическую экспертизу? Кто это все делал? Сначала говорили, что там несмываемые чернила, потом оказалось, что они смываемые. Ну бог с ними в конце концов.

В Косово провели выборы. Двести с лишним тысяч сербов вынуждены покинуть свои дома и не смогли принять участие в выборах – и все нормально, демократическим путем проведены выборы. Прекрасно!

Сейчас в Ираке собираются проводить выборы. Может быть, до этого не дойдет, но одна из идей была такой. ОБСЕ будет контролировать эти выборы с территории Иордании. Это просто фарс какой-то! Понимаете? Все с ног на голову поставлено.

А когда мы предложили проконтролировать выборы в Чеченской Республике – нет, нельзя, потому что условия не созданы, хотя там и боевых действий не было давно уже, и созданы органы власти и управления. А в условиях стопроцентной оккупации иракской территории можно проводить выборы! Там с июня по ноябрь только в одном Багдаде 3500 человек гражданского населения погибло, а в Эль-Фаллудже вообще никто не считал. По нашим данным, вчера только в девяти городах, крупных населенных пунктах шли боевые действия – нормальные условия созданы, можно проводить выборы. А в Чечне нельзя! Мы считаем, это недопустимо – так подходить к решению важных вопросов, которые интересуют всех.

Мы много говорим о правах человека. Возьмем Македонию. Евросоюз предложил, чтобы на юге Македонии, где 20% албанского населения проживает, чтобы они принимали участие в деятельности органов власти и управления вот в таком же соотношении, не менее чем 20%, в том числе в правоохранительных органах, органах полиции. Сейчас Румыния готовится вступить в Евросоюз, и ей тоже выдвигают примерно такие же условия по национальным меньшинствам. Хорошо это или плохо? Я думаю, что правильно, хорошо. Но когда мы нашим коллегам говорим: "Слушайте, а в Риге 60% русских проживает, давайте там тоже введем такой же стандарт". – "Нет, нельзя, там другая ситуация". Какая другая? Люди, что ли, второго сорта там? Какая там другая ситуация? Надо прекратить издеваться над здравым смыслом.

Что касается ЕврАзЭС, то могу вам сказать, что мы выстраивали и будем выстраивать наши отношения с нашими ближайшими соседями прежде всего в экономической сфере. ЕврАзЭС – организация, которая заложила хорошие основы для интеграционного движения на постсоветском пространстве в сфере экономики и подготовила создание другой структуры – Единого экономического пространства, в которой, как вы знаете, намерены принять участие Россия, Белоруссия, Казахстан и – до сих пор – Украина, но посмотрим, что будет после выборов. Во всяком случае, мы надеемся, что такие тенденции будут сохранены, и мы продолжим эту совместную работу.

==Вопрос / Телекомпания FOX Сейчас наступил второй срок вашего президентства и второй срок президента Буша. Считаете ли вы, что ваши отношения меняются в ожидании новой встречи в следующем году? Вы считаете, что эволюционируют ваши отношения? И еще хочу спросить: критика, поступающая из Вашингтона, относительно вашей приверженности демократии – играет ли она роль в плане предстоящей встречи с президентом Бушем в следующем году?

==В.В. Путин Я удовлетворен тем, как развиваются отношения. США - это один из приоритетных наших партнеров. Очень важно, что мы партнеры при решении ряда острейших проблем современности. В том, что касается борьбы с терроризмом, наши отношения не просто партнерские, а союзнические. Мы вместе с США - крупнейшие ядерные державы мира, на нас особая ответственность по контролю и нераспространению средств ОМУ. СМИ часто обращают внимание на всякие сиюминутные разногласия. За сиюминутными вещами тактического характера не забывайте эти важные вещи.

Полагаю, в основе наших отношений с Бушем лежит именно это. Сам Буш - человек очень порядочный и последовательный. У нас не всегда совпадают мнения, но я доверяю ему как партнеру. Если уж мы о чем-то договорились, он предпримет все усилия, чтобы это выполнить.

У нас разные мнения по тем или иным проблемам - например, отношение американской общественности к тому, что происходит у нас. Мы тоже не в восторге от того, что происходит в США. Вы что, считаете, что избирательная система в США лишена изъянов? Что, нужно напомнить, как проходили выборы - и эти, и предыдущие? Наблюдатели ОБСЕ, оценивая выборы на Украине и в США, использовали практически одни и те же формулировки. Говорилось о недопущении всех избирателей на участки, даже о запугивании избирателей, о неравноценном доступе (кандидатов) к СМИ. Действующий политик всегда имеет фору - он всегда на экране. Там, где критика (со стороны США) конструктивная, мы всегда прислушиваемся, а если тень на плетень наводят, как у нас в народе говорят, пропускаем мимо ушей.

==Вопрос / Маргарита Симонян, телеканал "Россия" Вам осталось работать президентом три года с небольшим. Какие у вас планы потом? Вы уже думали об этом? И вот, например, не хотели ли бы вы баллотироваться в 2012 году?

==В.В. Путин Почему не в 2016-м? Я еще, надеюсь, в форме буду.

==М.Симонян И в 2016-м.

==В.В. Путин Нет, вы знаете, я, конечно, во-первых, думаю о том, как мне построить свою личную жизнь, собственную жизнь за рубежом 2008 года. Но о возможности баллотироваться на такую высокую должность, как президент Российской Федерации, в 2012, 2016 гг. либо совсем уже дальше – конечно, сейчас я об этом не думаю. Но думаю о том, как мы пройдем рубеж 2008 года. Это серьезный рубеж для страны. Нужно будет сделать все для того, чтобы должным, демократическим образом организовать выборы президента Российской Федерации.

==Вопрос / В.Смеюха, газета "Кубанские новости": Кубань оказалась между двумя "цитрусовыми" революциями. Об этом, особенно о политической ситуации в Абхазии, выступали многие государственные деятели, в том числе и наш губернатор Александр Ткачев. Намерена ли Москва после завершения выборов абхазского президента использовать свое влияние для определения статуса Абхазии?

==В.В. Путин: Вот мне подсказывают, что у вашего губернатора, Александра Николаевича, день рождения сегодня. Привет ему горячий и поздравления самые теплые.

Что касается Абхазии. Абхазия – это территория, это народ, с которым Россию связывают многовековые отношения. Мы исходим из тезиса о территориальной целостности Грузии. Но полагаем, что все спорные вопросы, причем такие острые вопросы, как абхазская проблема или южноосетинская, должны решаться мирным путем, на основе переговорного процесса и с учетом интересов всех народов, которые проживают на этой территории.

Давайте не будем забывать... Слушайте, ну что мы делаем вид, что мы не видим, какие процессы происходят в мире и в Европе? Югославия дезинтегрировалась? Дезинтегрировалась. И весь мир признал новые независимые государства. Вот говорили все время: нет независимости Косово, Косово никогда не будет самостоятельным, должно быть в составе Югославии. Ну и что происходит на практике? Косово отделяется по факту, и все как бы делают вид, что не видят, не слышат. Соглашаются. Я хочу еще раз повторить: мы за территориальную целостность Грузии, но при обязательном учете интересов всех людей, которые проживают на этой территории. Мы будем выстраивать отношения и с Грузией, и будем надеяться на то, что используем свое влияние и свои дружеские отношения, которые у нас складываются с грузинским руководством, традиционные отношения дружбы с Абхазией, для того чтобы этот конфликт был решен. А что касается внутриполитической ситуации в самой Абхазии, то мы приветствуем договоренности политических сил – договоренности, которые были недавно достигнуты, – и исходим из того, что ситуация там в ближайшее время нормализуется и, самое главное, что люди не будут страдать от всех этих политических катаклизмов. Территория небольшая, население небольшое, и у них очень уязвимая экономика. Мы готовы здесь быть рядом и поддерживать развитие этой экономики.

==Вопрос / Р.Никурадзе, телекомпания "Рустави-2" Вот вы говорили о двойных стандартах. Объясните мне, пожалуйста, вот как так произошло, что вопреки международному праву и вопреки принципам вы посылаете в Абхазию заместителя генерального прокурора Колесникова и других высокопоставленных чиновников, тем самым предрешая итоги выборов в Абхазии, вызвав этим гнев не только грузинского руководства, но и всего Запада?

==В.В. Путин Вы так сказали: "...не только грузинского руководства, но и всего Запада" - вы так сразу слепили все грузинское руководство с Западом. Не потому ли, что оно зарплату получает от Сороса? Но, думаю, что дело не в этом. Думаю, что дело в другом. Дело в желании использовать какие-то властные рычаги для решения проблемы. Если мы говорим об этом, то мы против, как я уже сказал, такой формы решения конфликтных вопросов.

Что касается поездки должностных лиц, то я не буду делать вид, что они там находились исключительно как частные лица. Но все наши действия были направлены на то, чтобы урегулировать внутриполитический конфликт внутри самой территории. При этом я, уже отвечая на вопрос вашего российского коллеги, сказал и хочу еще раз подтвердить, что для Грузии является, на мой взгляд, главным и принципиальным: мы за сохранение территориальной целостности Грузии, из этого исходим. Но вряд ли сама Грузия заинтересована в том, чтобы внутри Абхазии еще разразился внутренний вооруженный конфликт. Кому это надо? Разве Грузия в этом заинтересована? Конечно, нет. Вот из этого мы исходим. Мы исходим не из того, что мы работаем против Грузии, пытаясь урегулировать там ситуацию, а работаем над тем, чтобы создать условия для решения этой сложной, конфликтной проблемы между Грузией и Абхазией в будущем. Это первое.

И второе. Этими действиями, я здесь с вами абсолютно не согласен, Россия никак не предвосхитила результаты выборов. Чего добились наши посредники между различными сторонами внутреннего конфликта? Там добились только того, что предотвратили возможный вооруженный конфликт, добились того, что они объединили свои усилия. А что здесь плохого и что здесь антигрузинского? Я ничего здесь не вижу такого.

==Вопрос / В.Кондратьев, НТВ Владимир Владимирович, я хочу вернуться к внутренним российским делам. Вы затронули уже вопрос о многопартийности в России. В связи с этим у меня такой вопрос. Вы раньше говорили, что не собираетесь представлять какую-то партию как президент надпартийный прежде всего. Но ваш преемник на посту президента, возможно, будет придерживаться такой же позиции, и не законсервируется ли тем самым та конструкция, которая создана в России, когда политические партии фактически отстранены от возможности формировать властные структуры – как президентские, так и правительственные? В этой связи я хотел бы вас спросить, нет ли у вас планов при дальнейшем развитии многопартийной системы возглавить или присоединиться к какой-то политической партии? Если вас чем-то не устраивает "Единая Россия", может быть, есть смысл подумать о создании какой-то новой партии под вашим руководством?

==В.В. Путин Это предложение?

==В.Кондратьев Нет, это вопрос.

==В.В. Путин На мой взгляд, сегодня президент в России не только гарант Конституции, но и арбитр в различных межпартийных спорах. Как институт власти, стабилизирующий элемент в стране. Поэтому мне кажется, что еще не настало время, чтобы президент был партийным. Но в будущем я, конечно, такого не исключаю.

Что касается меня лично, то, разумеется, я думаю над разными вариантами, но окончательного решения у меня пока нет.

==Вопрос / Е.Волисова ТК "Сети-НН", Нижний Новгород Вы не считаете, что ваши последние инициативы по назначению губернаторов и по увеличению численности партий каким-то образом немного снижают уровень демократии в стране и снижают возможность людей участвовать в демократических преобразованиях?

==В.В. Путин Что касается уровня развития демократии в стране. Ведь демократия – это, как известно, власть народа. В свое время она применялась в Древней Руси в прямом ее варианте (и в древнем Новгороде, и во Пскове). Это так называемое народное вече, когда народ весь собирается на площади и решает прямо на месте ключевые вопросы своей жизни. Но сегодня мы не можем собрать 145-миллионный российский народ, и кто громче крикнет – тот и прав. Так было на новгородском вече. Сегодня это невозможно.

Каждая страна выбирает наиболее оптимальный для себя путь развития, в том числе организацию своей политической системы, но таким образом, чтобы народ имел возможность влиять на принимаемые решения. Давайте прямо скажем: сегодня, когда губернатор напрямую избирается, он что, так уж зависим от избравшего его населения? Да, ему нужно идти на выборы, он, конечно, должен об этом думать. Но при современных избирательных технологиях, к сожалению, и у нас в стране, и во многих других местах, в общем, не очень эффективно работает эта система. А вот как обеспечить ситуацию, при которой глава региона, как я уже говорил, в том числе и здесь сегодня, был бы чувствителен к региональным проблемам, но кровно связан с общегосударственными интересами, – это задача непростая.

Мне представляется, что с учетом огромной территории Российской Федерации, огромного количества проживающих народов и этносов на нашей территории со своим укладом жизни, со своими политическими традициями, с большой очень, к сожалению, угрозой терроризма и дезинтеграции – в современных условиях это очень оптимальное решение.

Вы знаете, у нас ведь, допустим, в Дагестане десятилетиями сложилась ситуация и практика – а там проживает на 2 млн населения свыше 33 этносов, из них 4 или 5 титульными считаются, основными, – при которой если представитель одного народа – глава республики, то представитель другого народа обязательно должен быть главой правительства, а представитель третьего этноса обязательно должен возглавлять парламент. Там люди даже отслеживают, представители какого народа, какого этноса занимают должности на первый взгляд второстепенные: начальников управлений и департаментов. Это примерно то, что мы имеем в Ливане. Но так сложилось десятилетиями там, и по-другому эта система вряд ли будет эффективно работать, потому что иначе люди, представители того или иного народа, будут чувствовать себя ущемленными и отодвинутыми от власти. Но мы не можем в одном субъекте Федерации выработать одну систему власти и управления, а в другой – другую, у нас должна быть единая для всех. И еще раз повторю: считаю, что предлагаемая система, когда депутаты местных законодательных органов власти, избранные прямым тайным голосованием всего населения региона, будут голосовать за предложенного президентом России губернатора, она с точки зрения территории и большой многоукладности и большого количества этносов, проживающих в России, является оптимальной и не нарушает принципов демократии. Тем более не нарушает основополагающих принципов демократии, заложенных в Конституции Российской Федерации.

==Вопрос / Н.Горбунова, РИА "Новости" Продолжение вопроса коллеги. На прошлой пресс-конференции вы говорили, что одна из проблем России – это малое количество настоящих современных руководителей. Каково сейчас состояние дел в этом вопросе, какова скамейка запасных, где вы, власть, возьмете 89 высокопрофессиональных честных руководителей?

==В.В. Путин Сейчас-то взяли откуда-то, они же есть. Здесь, конечно, существует определенная опасность, на которую вы справедливо обратили внимание: не будет ли это чрезмерно забюрокрачено и не превратятся ли какие-то московские структуры в такие инстанции, которые просто по факту будут выдвигать малоприемлемых и ненужных для региона, а может, и вредных руководителей. Но я как раз исхожу из того, что предлагаемые кандидаты должны пройти через голосование в местных парламентах. Это все-таки горнило достаточно серьезное. Я не могу ручаться исключительно за все законодательные органы власти в стране регионального характера и регионального уровня, но я очень многие знаю, там "на дурачка" не проскочишь. Если человек неприемлемый, депутаты не проголосуют ни за что.

Поэтому нам, конечно, нужно выработать это, по сути, собственно говоря, формирование через систему выборщиков, которые сами, в свою очередь, избраны прямым тайным голосованием населением. Поэтому роль и значение региональных парламентов, конечно же, будет существенно повышаться в связи с этим. Но что касается поиска нужных людей в целом по стране, то хочу вам сказать, что после смены правительства из 83 чиновников высшего уровня правительственного переназначено на свои должности было, по-моему, только 38. Все-таки нашли откуда-то? Мне кажется, что если мы будем внедрять систему конкурсного отбора, другие современные системы поиска и подготовки кадров, то мы, безусловно, в такой богатой талантами стране, как Россия, конечно же, найдем хорошо подготовленных профессионально, порядочных лично и патриотически настроенных людей. Их в стране достаточно.

==Вопрос / А.Барщевская, ТВЦ 150 лет назад великий русский писатель писал о двух бедах российских: дураках и дорогах. Но я вас не спрашиваю, как мы справились с этими бедами. По-моему, в России есть еще одна величайшая беда – коррупция. Этот вопрос, наверное, может быть, в продолжение того, что вы говорили выше. А как вы видите, как можно справиться с этой тяжелейшей бедой нашей?

==В.В. Путин Первое и самое главное, конечно: нужно уходить государству из экономики там, где его присутствие абсолютно необоснованно, где чиновники снимают так называемую ренту статусную, то есть получают просто деньги в карман за факт своего существования, мешают развитию малого и среднего бизнеса и так далее, и тому подобное. Конечно, это достаточно сложная задача, имея в виду, что у нас в стране – в стране, которая существовала как плановая экономика, все решалось на уровне чиновничества. Но без этого не обойтись. Конечно, сопровождать эти фундаментальные изменения должны и соответствующие изменения в правоохранительной сфере, в подборе кадров, о котором мы только что говорили, в повышении уровня благосостояния чиновников, с тем чтобы они дорожили своим служебным местом.

Вы знаете, мы серьезно повысили заработную плату высшему, так скажем, чиновничьему руководящему составу. Я знаю, что была и есть критика по этому поводу, но думаю, что вы со мною согласитесь: невозможно, если человек получает какую-то очень низкую заработную плату, а "ворочает" при этом миллиардами государственных средств. Это ненормальная ситуация, если от решения того или другого человека зависит благополучие, а может быть, и судьба миллионов людей, то нельзя допустить, чтобы сам человек, который выполняет такие важнейшие для общества функции, получал какие-то нищенские деньги. В этой связи полагаю, что наше решение было правильным, но, разумеется, это должно распространяться и на весь чиновничий аппарат, в том числе и до муниципалитетов.

Вот весь этот комплекс вопросов, в том числе связанных с усилением, может быть, уголовного преследования, хотя здесь должны быть определенные границы, их нельзя переходить тоже, – вот все это вместе, в комплексе, плюс создание обстановки нетерпимости в обществе к проявлениям подобного рода, все это вместе и должно дать положительный эффект.

==Вопрос / А.Циолиос, греческое ТВ Mega-Channel Вы недавно встречались и с греческим, и с турецким премьер-министрами и, наверное, обсуждали кипрский вопрос. Как вы относитесь к тем утверждениям, что Россия не будет больше накладывать вето в Совете безопасности ООН по кипрскому вопросу, несмотря на то что большинство киприотов против конкретного плана генерального секретаря? И многие объясняют это тем, что у вас развиваются очень хорошо экономические отношения с Турцией. Хотелось бы понять, меняется ли российская позиция в этом ключе? Возможно ли это?

==В.В. Путин Есть прежде всего один путь, который, мне кажется, снимет всякие озабоченности: давайте будем также активно развивать экономические отношения с Грецией. И тогда обоснования подобного рода, озабоченности подобного рода исчезнут.

Вы знаете, что в текущем году почти 2 млн, я могу ошибиться, но где-то около 2 млн российских туристов посетили Турцию. Это приличное уже достаточно число. Мы по количеству туристов уверенно занимаем сейчас в Турции второе место после Федеративной Республики Германии, а может быть, уже и на первое выходим. Это серьезная отрасль экономики в Турции. А почему так возникло, почему так получилось? Да потому что Турция ввела нормальный человеческий визовый режим для российских туристов. Я сам им пользовался когда-то, лет восемь или десять назад. Приехал на границу, шлеп – поставили какую-то штампульку в паспорт, даже не спросили, куда иду. Десять долларов заплатил за нее и пошел. Поселился в гостинице и две недели прожил. Но в Грецию же въехать невозможно или, во всяком случае, очень сложно. Но это же не мы виноваты.

С Грецией у нас очень хорошие отношения, но нам нужно к уровню политических контактов подтащить наши экономические связи. У нас развивается с Грецией военно-техническое сотрудничество так, как оно не развивается с другой страной НАТО – с Турцией. Это тоже свидетельствует об особом доверительном характере наших отношений. Мы не намерены его сворачивать либо снижать его уровень, но объем, скажем, портфеля заказов в строительном секторе российской экономики турецких – $12–14 миллиардов. А греки где? Кто мешает работать активно на российском рынке? Мы будем только приветствовать и всячески поддерживать развитие наших экономических отношений, и полагаю, что должны действовать не по направлению снижения уровня нашего экономического взаимодействия с Турцией, а по направлению расширения наших экономических связей с Грецией. Это первое.

Второе – что касается кипрского вопроса. Мы всегда исходили из того, что только сами киприоты, как греки-киприоты, так и турки-киприоты, могут определить свою судьбу. Мы действительно наложили вето в Совете безопасности в ходе известного и упомянутого вами голосования, сделали это исходя из того, чтобы исключить всяческое давление при референдуме. Сегодня мы поддерживаем план Кофи Аннана по Кипру. Полагаем, что у греческой части появились и другие инструменты, они сегодня приняты в Евросоюз, а Турция только собирается туда вступить. Это тоже дополнительные инструменты в руках греческой части острова для того, чтобы решать все назревшие там острые опросы. Но повторяю и хочу это подчеркнуть особо: так же, как и в других конфликтных точках, в том числе и на постсоветском пространстве, мы исходим из того, что эти проблемы должны решаться самими людьми, которые проживают на этой территории, и в интересах всех, кто там проживает.

==Вопрос / А.Жестков Владимир Владимирович, вам часто задают вопрос о свободе слова в России. Как вы относитесь к попыткам регулировать Интернет в нашей стране? И вообще, как вы считаете, есть ли проблема свободы слова в России или ее нет? И если есть, где этих проблем больше – в столице или в регионах?

==В.В.Путин В известном фильме, в итальянском, у главных героев есть такая фраза: "Настоящий мужчина всегда должен пытаться, настоящая девушка – всегда сопротивляться". То же самое происходит в сфере свободы средств массовой информации и власти. Власть всегда пытается обеспечить свои интересы, уменьшить количество критики в свой адрес и так далее, а пресса и средства массовой информации всегда отыскивают все, что только можно отыскать, для того чтобы обратить внимание властей и общества на какие-то ошибки действующей власти. Мы не лучше, не хуже других стран. Для России проблема заключается не в политической, а в экономической составляющей.

Интернет - это тоже не только наша проблема. Одно дело криминальные проявления, а другое - свобода появления информации. Интернет является самым демократическим способом распространения информации. Мне не хотелось бы, чтобы под видом борьбы с криминалом ограничивалась свобода появления информации в Интернете. Я бы к возможным ограничениям информации отнесся отрицательно.

==Вопрос / "Голос Украины" Ющенко заявил, что в случае его избрания на пост президента его первый визит будет в Москву. Прокомментируйте, пожалуйста, это высказывание.

==В.В. Путин Мы не будем предвосхищать результат выборов. Думаю, это было бы некорректно. В его бытность председателем правительства Украины мы с ним общались, у нас были нормальные, деловые отношения.

Мы будем всегда рады принять в Москве руководителя, которому окажет доверие украинский народ. У нас большой объем экономических связей. За 11 месяцев текущего года он превысил отметку $16 миллиардов. Это - рекорд для наших торгово-экономических связей. Мы много раз говорили - глубина кооперации у нас такая, какой нет с другими странами. Каждая вторая-третья семья имеет родственные связи с Россией. Это все для нас очень близко, понятно.

В ближайшие 13-15 лет не рассматривается принятие Украины в ЕС. Я упоминал Польшу, которая вступила в ЕС, там оценки экономики критичны, несмотря на вступление в ЕС. Современные стандарты ЕС очень тяжелы для развивающихся экономик. Выгодно это или нет? Что важно. Россия выстраивает с ЕС четыре пространства. Первое - общеэкономическое пространство. Мы тоже стремимся делать пространство между Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном. Это ничего общего не имеет со стремлением кого-то поглотить. Если ЕС и Украина захотят, будут созданы благоприятные условия для вступления Украины в ЕС.

Что нас беспокоит - попытки решить политические вопросы неправовыми методами. Начали матч по одним правилам, закончили по другим. Мы примем любое решение, которое вынесет украинский народ, и будем работать с любыми лидерами. Но мы рассчитываем, что в окружении Ющенко (в случае его победы) не будет людей, которые выстраивают свои политические амбиции на антироссийских, сионистских позициях. Это абсолютно недопустимо. Надеюсь, здравый смысл и собственные национальные интересы восторжествуют над сиюминутными интересами.

==Вопрос / М.Волкова, "Российская газета" Владимир Владимирович, у меня к вам два вопроса. В своем первом президентском послании вы говорили об угрозе развала России и в качестве меры предложили федеративную реформу и изменили порядок формирования Совета Федерации, отправив губернаторов на места.

В начале второго срока вы снова говорили об угрозе развала России, о ее еще большем усилении. Означает ли это, что курс, который вы проводили в течение пяти лет, себя не слишком оправдал?

И второй вопрос. Многие эксперты, анализируя ваши предложения от 13 сентября, говорили, что они носят несколько незаконченный характер. А вот изменение порядка формирования региональной власти – это самодостаточная мера или же, может быть, это первый шаг на пути к созданию унитарного государства? Спасибо.

==В.В. Путин: Начну с последней части. Я не думаю, что мы должны переходить к унитарному государству, тем более – к унитарному государству советского типа. Это не создаст необходимых благоприятных условий для развития экономики и ограничит возможности общества в контроле за действующей властью. Думаю, что это было бы избыточным. Это первое.

Второе. Совет Федерации, его формирование, угроза дезорганизации государства – я думаю, что мы, к сожалению, пока из этой стадии не вышли, из этой опасной зоны. У нас многое еще сделано "на живую нитку", как говорят в народе. И, безусловно, предложения, связанные с изменением порядка формирования региональной исполнительной власти, направлены на то, чтобы создать более устойчивую ситуацию с точки зрения сохранения российской государственности. Конечно, это так.

Что касается Совета Федерации, почему были приняты тогда определенные решения и что планируется сейчас с точки зрения формирования Совета Федерации. Напомню, что региональные руководители у нас были полноценными депутатами российского парламента. Что это означает на практике? На мой взгляд, это означает полное смешение двух ветвей власти: исполнительной и законодательной. Это привело к тому, что руководители такого высокого ранга, в руках которых была сосредоточена и вся политическая власть в регионе, и вся экономическая власть в регионе, одновременно являясь депутатами парламента страны, пользовались в полном объеме и неприкосновенностью как депутаты. Ничего хорошего с точки зрения чистоты принимаемых и исполняемых решений я в этом не видел. Наоборот, видел в этом определенную угрозу для страны и для общества, поэтому и вышел тогда с известным предложением: изменить порядок формирования верхней палаты парламента. Подавляющее большинство региональных руководителей совершенно неожиданно для всех поддержало это предложение, потому что понимало, что они вошли в достаточно опасную зону критики на основании тех соображений, которые я только что обозначил.

Если мы сегодня перейдем к другой системе назначения и формирования исполнительных органов власти в регионе, то есть если президент, надо сказать прямо, будет иметь большее влияние на формирование регионального исполнительного органа власти, то – считаю обоснованным и сейчас хочу обратить ваше внимание на одно обстоятельство, о котором мы раньше как бы подробно ни говорили, – изменение порядка формирования Думы по партийным спискам связано с желанием, со стремлением сбалансировать политическую систему в стране и обеспечить полнокровное развитие независимости исполнительной и представительной ветвей власти. Почему? Потому что не секрет, что сегодня в России люди, избирающиеся в Государственную думу по одномандатным округам, самостоятельно либо без поддержки каких-то экономических кланов, либо без поддержки губернатора избираться, как правило, не могут. Это правда же, все знают.

Но если президент приобретает больше влияния на назначение губернаторов, на избрание губернаторов, то тогда президента нужно ограничить в его возможности через губернаторов влиять на формирование 50% парламента страны. И я полагаю, что это элемент балансировки политической системы. Если это произойдет, а ничто не мешает тому, чтобы мы это сделали, законы приняты, то мы обеспечим безусловное требование Конституции Российской Федерации, которая предусматривает единую систему исполнительной власти в стране.

И в этом случае мы тогда действительно можем говорить о так называемом расширенном правительстве. Если это так, то, скажем, для главы государства, для действующего, для будущих глав государства России что министр федерального правительства, что губернатор – в этом смысле большой разницы не будет. И я полагаю, что при, скажем, решении такого вопроса, важнейшего вопроса для регионов, как принятие бюджета и других вопросов подобного рода, вполне можно было бы найти способ, при котором губернаторы, руководители республик в составе Российской Федерации принимали бы гораздо большее участие, прямое участие. Как это сделать? Это нужно поговорить с самими руководителями регионов, поговорить с юристами. Во всяком случае, мы можем найти решение и по этому направлению.

Поэтому никаких противоречий между тем, что было сделано четыре года назад, и тем, что сейчас происходит, нет. Это развитие нашей политической системы, поиск наиболее оптимальных ее вариантов. При этом члены Совета Федерации, работающие на постоянной основе, конечно, в таком качестве и должны работать дальше.

==Вопрос / Радио "Маяк" Что делает Россия для строительства многополярного мира?

==В.В. Путин Мы с удовольствием констатируем, что большинство участников общения придерживаются принципа многополярного мира. Такое понимание есть у подавляющего большинства наших партнеров. Отношения в мире должны быть демократическими и базироваться на основе международного права в противовес попытке Вашингтона выстраивать однополярный мир.

==Вопрос / Как развиваются отношения между Россией и Ираком?

==В.В. Путин Отношения развиваются неплохо. У нас с Ираком традиционно нормальные отношения. В целом мы приветствуем стремление всех участников политического процесса в Ираке к политической нормализации и исходим из того, что если условия будут созданы для выборов, хотя бы не будет активных боевых действий, то любые политические процессы пойдут на пользу. Наши компании готовы вернуться туда в любую секунду, как только будут созданы условия. Россия пошла на списание долгов, хотя Ирак не слаборазвитая страна.

Что касается выборов, у меня большие сомнения, можно ли обеспечить демократичность этих выборов в условиях оккупации иностранными войсками.

==Вопрос / Газета "Труд" Что мешает нашему правительству воспользоваться международным опытом в инвестиционой политике?

==В.В. Путин Нашему правительству мешает воспользоваться международным опытом опыт наших прошлых лет. Когда преференции используются в нарушение, правительство будет и дальше делать все, чтобы придать экономике инновационный характер. Правительство должно пойти на решение по дальнейшему серьезному снижению ЕСН (единого социального налога) для предприятий, работающих в сфере высоких технологий. Снижение ЕСН в целом значительное, но для IT-предприятий, работающих в сфере высоких технологий, может быть, даже недостаточно. И поэтому, я полагаю, что правительство должно пойти на решение по дальнейшему серьезному снижению ЕСН для предприятий, работающих в высокотехнологичных сферах, во всяком случае, на создание высокотехнологичных особых зон (технико-внедренческие зоны). При этом нужно сделать все, чтобы избежать злоупотреблений с налоговыми преференциями. В недавнем прошлом налоговые преференции оборачивались многомиллиардными убытками для страны, так как использовались в групповых интересах, а не в интересах экономики в целом. Могут и должны приниматься решения, для создания условий для улучшения деятельности НИОКРов (научно-исследовательских и конструкторских работ). Такие решения сейчас прорабатываются, готовятся, и, надеюсь, в ближайшее время они будут приняты.

==Вопрос / Какие проблемы предстоит решить во взаимоотношениях с ЕС и в контексте с Калининградской областью? Есть проблемы, связанные с федеральным центром? Возможен такой документ для дальнейших законных действий?

==В.В. Путин Что касается развития Калининграда как анклавного региона, на мой взгляд, в выработке возможно более эффективных форм развития региона мы не должны останавливаться. Мы должны думать, как регион развивать.

Основные параметры решения проблемы с пассажирским потоком выработаны с ЕС, что касается грузового транзита, здесь много проблем. Товарооборот, оборот грузоперевозок растет, если бы не было ограничений, он бы вырос больше. В увеличении товарооборота заинтересованы мы и наши партнеры. Эти узкие горлышки должны быть ликвидированы, для их сохранения нет никаких обстоятельств. Мы обсуждаем проблемы пассажирского транзита. Мы и дальше будем вести диалог с нашими партнерами, мы договоримся о создании специального механизма. Без того, чтобы сосредоточить внимание на этой проблеме, мы ее не решим.

==Вопрос / Газета "Жизнь" Хочу немного разрядить обстановку. Владимир Владимирович, расскажите пожалуйста, как вы отмечаете Новый год, какими традициями вы пожертвовали, став президентом?

==В.В. Путин Я не буду говорить о жертвах. Традиции мало чем отличаются от любой семьи. Мы встречаем Новый год обычно дома. Дети сейчас подросли, они хотят встречать праздник с друзьями, мы им не препятствуем. Если кто-то из них будет дома - значит, будем встречать все вместе. Если не будет, будем встречать с женой вместе.

==Вопрос / "Нижегородские новости" Каким вы видите будущее ваших дочерей?

==В.В. Путин Нижегородцы нас оккупировали...

Надеюсь, они будут счастливы, хотелось бы, чтобы они нашли применение своим силам и знаниям, которые бы приносили пользу обществу и им удовлетворение.

==Вопрос / Тула Может ли районная пресса быть экономически независимой?

==В.В. Путин Если региональная пресса не имеет возможности существовать без общественной поддержки - эта поддержка должна быть обеспечена. Важно, чтобы поддержка государства не привела к потере независимости, к ограничению свободы прессы. Нужно искать такие механизмы, чтобы эта поддержка со стороны государства не привела к ограничению свободы. Такие инструменты в мире есть. Нужно шире их внедрять в практику.

==Вопрос / Якутия Монетизация льгот и судьба северных компенсаций. Что день грядущий готовит жителям северных территорий? И еще, приезжайте к нам в гости.

==В.В. Путин Очень холодно у вас. Сейчас в городах Якутии градусов минус 45... Минус 52? Ну вот видите... Холодно. Но когда нужно, я всегда приезжаю туда, куда нужно, и на Север в том числе.

Конечно, я понимаю людей, они настороженно относятся к этим предложениям правительства. Но сохранять прежнюю систему льгот было уже нецелесообразно - средства выделялись большие, а до людей не доходили. Что касается лекарственного обеспечения. Деньги из регионального бюджета направлялись по различным каналам фармацевтическим компаниям, а люди бесплатных лекарств не могли получить. Сколько ни направляй денег, всегда будет мало. Прежние способы поддержки стали работать неэффективно. Федеральный бюджет в шесть раз повысит свои расходы на эти цели. До 2006 г. по лекарствам, проезду, санаторно-курортному лечению для потребителей льгот они будут сохранены в натуральном выражении. С 1 января 2006 г. люди могут выбрать между льготами в натуральном виде и денежной компенсацией. Решение это должно быть принято в мае 2005 г., это вызывает конкурентную среду. Санатории задумываются о том, как снизить цены, улучшить обслуживание. В современных условиях такая система является гораздо более обоснованной и более адресной, что самое главное.

Те категории льготников, которые закреплены за регионами - репрессированные, труженики тыла, ветераны труда, региональные власти должны обратить внимание, чтобы они не оказались в худших условиях по сравнению с остальными.

==Вопрос / Петропавловск-Камчатский, "Камчатская правда" В 2005 г. "Роснефть" начинает бурение шельфа в Охотском море, в той зоне, где нерестится минтай и камчатский краб. Валютные поставки краба могут иссякнуть в 2005 г., вопрос о жизни западнокамчатского шельфа можете решить только вы.

==В.В.Путин Я зафиксировал ваш вопрос как проблему и обращу внимание правительства на необходимость более тщательной проработки этого вопроса. Пускай вернутся к этому еще раз. Я, конечно, большой начальник, но не считаю, что вправе все и вся решать, в том числе подменяя собой специалистов, в данном случае в области экологии.

Я был на Каспии, смотрел, как наша компания работает. У нас такие технологии!.. Ни у кого в мире таких технологий, связанных с бурением и одновременной защитой окружающей среды, нет. Если вести экологическую деятельность, то с соблюдением всех требований окружающей среды.

==Вопрос / Саратов Вопрос по формированию органов исполнительной власти.

==В.В. Путин Нужен конкурсный отбор, новые способы подбора кадров. Чем шире возможность выбора в муниципальные органы, тем лучше. Чем меньше федеральные власти будут вмешиваться, тем лучше.

==Вопрос / Ханты-Мансийск Компании добывают больше нефти и не заботятся о геологоразведке. Приостановлен допуск к новым месторождениям. Когда будут приниматься стимулирующие решения?

==В.В. Путин Мы должны и будем побуждать компании вкладывать в геологазведку. Планируемое законодательство будет способствовать решению этой задачи.

==Вопрос / Кузбасс По поводу развития угольной отрасли: будет ли изменение в энергетическом балансе страны?

==В.В. Путин Было бы правильно, если бы меняли постепенно этот баланс. Это экономическая, а не административно-директивная категория. Горняки должны внедрять не только современные методы добычи, но и участвовать в использовании ресурсов, которые они добывают. Те, кто работает в сфере добычи угля, должны диверсифицировать свою деятельность.

==Вопрос / Армения

==В.В. Путин Армения является для нас стратегическим партнером, мы продвинулись в сотрудничестве так далеко, как не продвигались с другими нашими партнерами. Нам бы хотелось, чтобы расширялся круг партнеров по национальной безопасности. Отношения с Арменией у нас находятся на высоком уровне, мы будем стремиться, чтобы они развивались дальше.

Укрупнение регионов - в интересах людей. Это часто обосновано, искусственно не будем форсировать этот процесс. Нам не нужно три-четыре-пять огромных регионов, там где это обосновано, такие процессы мы будем поддерживать.

==Вопрос / Магнитогорск Как вы оцениваете роль металлургии в экономике страны?

==В.В Путин Это одна из основ нашей индустрии. Поддерживаем и будем развивать, на внешних рынках боремся за вас.

Вопрос / Телевидение Грузии Можно ли ожидать потепления российско-грузинских отношений?

==В.В Путин Мы должны уделить приоритетное внимание базовому договору между Россией и Грузией. Решим вопрос о взаимных визитах.

==Вопрос / Калмыкия Что вы можете сказать о праздновании 60-летия Победы?

== В.В. Путин Мы приближаемся к знаменательной дате. По инициативе РФ на Генеральной ассамблее ООН принято решение отмечать 8 и 9 мая как День примирения и согласия. Настрой является очень важным. Мы не имеем права забывать об участниках войны. Многие награды не дошли до участников войны. Мы будем стараться и дальше проводить работу. Все участники войны будут награждены медалью "60-летия Победы".

==Вопрос / О ситуации на Ближнем Востоке: дайте оценку выборам в Палестине. И приезжайте в Хургаду, Шарм-эль-Шейх.

==В.В. Путин Меня Хосни Мубарак приглашал в Хургаду и Шарм-эль-Шейх. Я вынужден проводить отпуск в собственной стране. Не все люди имеют возможность проводить отпуск за границей.

9 января будут сформированы органы управления в Палестине, на основе "дорожной карты", на основе принципа создания независимого палестинского государства и безопасности Государства Израиль. Мы готовы принять участие в этом процессе как посредники.

==Вопрос / Алтайский край Как вы оцениваете команду, которая пришла в результате выборов?

==В.В. Путин К сожалению, я не знаком с командой, которую сформировал Михаил Сергеевич. Результаты работы администрации можно считать удовлетворительными. Но перед краем стоит много нерешенных проблем. От того, как они будут решены, зависят оценки, моя - не самая главная, важно, как оценят люди.

==Вопрос / По ЖКХ.

==В.В. Путин Вы затронули одну из острых социальных проблем в стране. Было бы нечестно не сказать об этом. Проблемы ЖКХ остры в России. Потребности ЖКХ - 1,5 трлн руб., в регионах планируется истратить 340 млрд при соответствующей поддержке федерального бюджета.

Ясно: до сих пор не созданы условия для развития этой сферы. Надо менять условия функционирования. Медленно идут преобразования. Очень чувствительная тема, стоит сделать неверный шаг - пострадают миллионы людей. Первая задача: распределить ответственность: кто за что отвечает. Второе - создать условия, чтобы деятельность была конкурентоспособной и интересной с точки зрения бизнеса. Третья задача - мы тратим огромные деньги, но расходуем их неэффективно, нужно платить людям.

Нужно добиваться, чтобы создавались товарищества пользователей жилья, чтобы деньги перечислялись на счета граждан.

==Вопрос / Газета "Сельская новь", Московская область В 1992 г. и после большая часть крестьян были наделены земельными долями. Народ безграмотен в этом отношении. Некоторые банки и достаточно богатые люди манипулируют законами и людьми, они завладели землей сельхозназначения. Останутся ли крестьяне собственниками земли или повторятся эксцессы приватизации?

==В.В. Путин Вы привели конкретные примеры. К сожалению, таких проблем в 1990-е гг. было много. Мы должны не навредить и восстановить законность, создать надлежащего собственника. Трудно проследить, когда людей вводят в заблуждение. Нужны более внятные законы. Прокуроры, суды должны на это реагировать, дело должно разбираться по существу.

==Вопрос / Ханты-Мансийск Что вы думаете о политике освоения северных территорий?

==В.В. Путин Там, где условия очень сложные, дорогостоящие, правы те, кто считает, что нужен вахтовый метод. Но много мест, где благоприятные условия. Там надо улучшать быт. Это территория, богатая минеральными ресурсами. Там уровень дохода выше чем в целом по стране, это справедливо.

==Вопрос / "Белгородские известия" Когда квоты на импорт мяса будут устраивать наших производителей?

==В.В. Путин Подходить к квотированию тех или иных продуктов, особенно продуктов широкого потребления, надо весьма аккуратно. Мы провели квотирование мяса птицы, появились откормочные комплексы. За это люди заплатили - цены повысились. Мы и дальше будем стремиться поддерживать нашего производителя рыночными способами, оказывать содействие в получении дешевых кредитов, помощь в решении административных вопросов. Были приняты решения, упрощающие налогообложение. Будем аккуратно поддерживать ведение квот, защищая производителей, чтобы они не пострадали.

==Вопрос / ВВС

==В.В. Путин Когда я читаю решение техасского суда, где судья говорит: "Почему бы России не перенести конкурс по "Юканскнетфегазу" - меня это удивляет. Я не уверен, что она (судья) знает, где Россия находится. Меня смущает уровень профессиональной подготовки судьи.

Есть такое известное латинское выражение - "равный над равным права не имеет". Это абсолютно, с международно-правовой точки зрения, несоблюдение международной вежливости. И это не моральная, а правовая категория в международном частном праве. Но если нашим коллегам в этой известной приведенной фразе, в этой латинской ерунде, нравится только последнее словечко - "империум", причем они его распространяют только на себя любимых, то должен сказать, что нас такой порядок строительства международных отношений, конечно, не устраивает. Мы считаем, что международные отношения должны строиться на равноправной основе с соблюдением суверенитета всех государств, участвующих в международном общении. Повторяю еще раз: такой подход разделяется практически всеми участниками международного общения.

Что касается той сделки, то по существу она была проведена в строгом соответствии с российским законодательством и с соблюдением всех норм международного права и международных обязательств, которые взяла на себя Российская Федерация в рамках тех документов, которые мы с нашими коллегами на международной арене подписывали. Поэтому никаких проблем я здесь не вижу.

==Вопрос / Татарстан О национальной политике.

==В.В. Путин Я очень рассчитываю на то, что мне удастся приехать в Казань на тысячелетие города.

Что касается национальных языков, культуры, на мой взгляд - это один из главных приоритетов в национальной политике. Надеюсь, они будут рассматриваться в рамках Общественной палаты в соответствии с принятыми решениями. Культурное многообразие России уникально, требует развития.


==В.В.Путин Я вас искренне поздравляю всех вас с Новым годом, верующих поздравляю с наступающим Рождеством, желаю всего доброго вам и вашим близким.

Выбор читателей