Философы подались в детективы

"Взломщики сердец" – одновременно пародия на детективные фильмы-романы и попытка вообразить новый жанр философско-психологического расследования, которое продирается сквозь дебри подсознания чуть не к первоосновам бытия

Взломщики сердец (I Heart Huckabee's)
США, 2004
Режиссер: Дэвид О. Рассел
В ролях: Джейсон Шварцман, Дастин Хоффман, Изабель Юппер, Джуд Лоу, Наоми Уоттс, Лили Томлин




Джейсон Шварцман (по фильму его зовут Альберт Марковски, но это не важно) убежден, что серия совпадений, свидетелем которых он становится, не случайна и таит в себе загадку. Он решает прибегнуть к помощи детективов и в результате оказывается один на один с вопросами о сущности бытия.

Пытаясь докопаться до сути происходящего, Шварцман приходит на консультацию к Дастину Хоффману и Лили Томлин, супружеской паре детективов-экзистенциалистов, готовых бесстрашно погрузиться в расследование сокровенных тайн своих клиентов. Работая над делом, супруги повсюду следуют за клиентом, наблюдают, фиксируют малейшие происшествия, опрашивают друзей и коллег по работе, изучают жизнь, которую ведет заказчик. Главное отличие их работы в том, что экзистенциалисты, в стремлении разгадать загадку, заходят очень далеко, подчас с трудом удерживаясь на грани реальности, и сами все усложняют.

Хоффман и Томлин приступают к метафизическому зондированию прошлого и настоящего клиента. Выясняется, что он находится в конфликте с Джудом Лоу, золотым мальчиком, карабкающимся вверх по корпоративной лестнице в компании "Хакабиз" – популярной сети супермаркетов, которая намеревается спонсировать проект главного героя. Детективы приходят к выводу, что именно Лоу является ключом к разгадке дела. Однако тот спутывает карты, наняв тех же самых детективов для расследования своих собственных проблем.

По мере того как Хоффман и Томлин изучают амбиции Джуда и его отношения с горячей блондинкой (Наоми Уоттс), также связанной с "Хакабиз", герой Шварцмана начинает терять надежду и протестовать против выводов детективов. Объединившись с другими клиентами, он привлекает к делу сексуальную французскую аналитичку-философа Изабель Юппер. Теперь все охотятся друг за другом, продираясь сквозь метафизику и пытаясь найти ответ на вечные вопросы.

Такова идея и философская подоплека, составляющая ядро "Взломщиков сердец", давно будоражившая ум комедиографа Дэвида О. Рассела, первый игровой фильм которого "Раскрепощение" (Spanking the monkey) был показан на фестивале независимого кино в Санденсе в 1994 г. и получил приз публики. В 1996 г. режиссеру удалось закрепить успех комедией "Не будите спящую собаку" (Flirting with disaster), включенную в десятку лучших картин более чем 30 кинокритическими ассоциациями Америки. Количество почитателей таланта режиссера увеличилось в 1999 г. с выходом картины "Три короля" (Three kings). На этот раз в десятку лучших фильмов картину включили около 100 критических объединения, а гильдия писателей США включила Рассела в номинацию "лучший оригинальный сценарий". В 2002 г. Рассел стал первым кинорежиссером, получившим награду Нью-Йоркского музея современного искусства, которая поощряет новое поколение кинематографистов. После Рассела лауреатами премии стали Александр Пэйн и София Коппола.

"Я был заинтригован возможностями, которые открывает образ детектива, ведущего не криминальное и не частное расследование, но вовлеченного в решение вопроса о существовании как таковом", – говорит режиссер. При написании сценария Рассел последовательно обращался к разным философским направлениям. Детективы, которых играют Дастин Хоффман и Лили Томлин, скорее последователи восточной традиции, в то время как их alter ego Изабель Юппер – приверженец западного индивидуализма.

Согласившись играть в этой философской комедии, Дастин Хоффман пустился в неведомое плавание. "Мне никогда раньше не предлагали ролей детективов-экзистенциалистов, что и явилось определяющим фактором", – рассказывает актер. Для того, чтобы Хоффман глубже проник в философские основания, на которых замешан его персонаж, Рассел присылал ему видеокассеты с записями выступлений Роберта Турмана, отца Умы Турман и известного ученого в области тибетской философии.

Получилась комедия философских положений, снятая в стилистике "Монти Пайтон", остроумная ровно настолько же, насколько ее невозможно вообразить в российском социальном контексте. Впрочем, авторы позаботились о том, чтобы зритель, не озабоченный проблемами кризиса среднего возраста и не знакомый с корпоративной этикой, а также не обремененный знанием основ психоанализа, восточной и западной философии, смог углядеть в этом увлекательном сюрреалистическом балагане какую-никакую идею. Парочка психопатов-волшебников вместо преступлений раскрывают смысл жизни обратившихся к ним персонажей. "Взломщики сердец" – одновременно пародия на детективные фильмы-романы и попытка вообразить новый жанр философско-психологического расследования, которое продирается сквозь дебри подсознания чуть ли не к первоосновам бытия. И вот это действительно смешно.

Премьера 13 января в кинотеатре "35 мм"

Выбор читателей