Владимир Вернадский: Человек. Ученый. Остров

Вечером 25 и 26 января на телеканале "Культура" состоится показ нового фильма Виталия Трояновского из цикла "Острова" о Владимире Вернадском




Эти люди не похожи на нас. У них иная пластика, иная внешность, иное выражение глаз. На всем облике лежит печать благородства, тонкая, едва уловимая, но разительно отличающая их от облика современного человека. Эти люди отделены от нас всего лишь столетием. Люди, родившиеся в той далекой, дореволюционной России, которая сегодня кажется почти несуществующей. Это - наши предки, русские интеллигенты, дворяне, ученые, деятели культуры.

К их числу принадлежит человек, 60-летие со дня смерти которого исполняется в этом месяце. Владимир Иванович Вернадский (28 февраля 1863, Петербург, - 6 января 1945, Москва) - выдающийся русский ученый, естествоиспытатель, академик, общественный деятель, принадлежавший к той выдающейся когорте национальных философов, которые сформировали направление философской, научной мысли, получившей название русского Серебряного века. И хотя последнюю часть своей жизни академик провел в советской России, назвать его "советским научным деятелем" язык не поворачивается - уж слишком своей породой, своими корнями, своим культурным происхождением он был связан с той, ушедшей цивилизацией, которая была сломана в 1917 году.

Вот как описывал Владимира Ивановича современник в 1914 году: "Он уже тогда был немолод. Высокая, стройная, немного сутуловатая фигура, быстрые, но спокойные движения запоминались сразу; над всем безраздельно царила голова. Узкое, точеное лицо, высокий выпуклый лоб ученого, темные волосы с сединой, каскадами поднимавшиеся над ним, поражали и удивляли. Но и они были только фоном для глаз, необычайно чистых, ясных, глубоких, казалось, что в них светился весь облик, вся душа этого необыкновенного человека. Впечатление еще более усиливалось, когда Владимир Иванович начинал говорить. Его голос был такой же, как глаза, – спокойный, ясный, приятный и мягкий, глубоко уходящий в душу.

Жизнь Вернадского богата событиями: он много путешествовал, был дружен со множеством людей и в 1906 г. даже избран членом Госсовета от Московского университета, но главным делом его жизни была напряженная деятельность ученого. Он обладал поразительной работоспособностью до глубокой старости, работая по 10-12 часов в сутки. В 1910 г. он первым в мире понял, что открытый супругами Кюри радий позволит преобразовывать радиоактивные элементы и создавать такие, распад которых приведет к появлению гигантской энергии. В 1912 г. Вернадский был избран ординарным академиком Академии наук. Организованная им экспедиция открыла первое месторождение урановых руд в нашей стране. В 1917 г. у Вернадского был обнаружен туберкулез, и он уехал на Украину, отказавшись эмигрировать в Англию. Вернадский пережил события гражданской войны в Киеве, где им была создана Украинская академия наук, первым президентом которой он стал. В 1922-1926 гг. читал курс лекций в Сорбонне во Франции и в 1926 г. вернулся на родину. Крупнейший организатор научных учреждений, Вернадский возглавил Государственный радиевый институт и Биогеохимическую лабораторию.

Но главным делом его жизни стало учение о биосфере Земли (1926), вызвавшее напряженные споры, но вошедшее с тех пор в научный лексикон всей планеты. Биосферой Вернадский называл оболочку Земли, где протекают биохимические процессы. По мысли Вернадского, в результате человеческой деятельности биосфера перейдет в новое состояние - ноосферу, то есть сферу разума, когда люди будут не только черпать из нее ресурсы, но и преобразовывать ее для умножения взятого. Труды Вернадского принципиально изменили научное мировоззрение XX века.

Он был лауреатом Сталинской премии, но свое отношение к коммунистической власти особенно не скрывал, открыто записывая в дневниках следующие строки (а мы знаем, какого мужества требовало писать откровенные дневники в те годы):

"В настроениях ученой среды еще не сознают, что коммунизм не есть течение, обеспечивающее свободу мысли..." "Все держит большевистский кулак, при всей их бесталанности. Большевизм держится расстройством жизни. Это форма низшего порядка даже по сравнению с капиталистическим строем, так как она основана на порабощении человеческой личности..." "Нет возможности свободного общения с заграницей..." "Ясно, что ничего создать коммунистам не удалось и они потерпели полное фиаско в устройстве жизни..." "Хотя у меня и сложное отношение к религии, отвечу словами апостола Павла: "Если мы живем духом, то по духу и поступать должны... наблюдая каждый за собой..." "Счастье разнообразно, и надо создать такую форму социального строя, которая бы обеспечивала творческую - научную и художественную - мысль от возможности погибнуть от варварства..."

Он умер за четыре месяца до Победы, но знал о ней, еще когда фашистские войска стояли под Москвой. В октябре 41-го он записал в своем дневнике: "…Положение Германии безнадежно. Победа фашистов невозможна, потому что она противоречит законам биосферы". В 43-м он пишет статью о переходе биосферы в ноосферу и посылает ее Сталину. Ответа не последовало. Ответом стала научная дискуссия, которая продолжается и по сей день.

В фильме, который выходит на телеэкран 25 и 26 января, научную дискуссию продолжают биологи, философы и историки науки: академик Б.Соколов, профессора Л.Берг и Вяч.Иванов, В.Бабков, Г.Аксенов, А.Раутиан, А.Павленко, Э.Мирзоян, В.Волков.

Но не стоит считать эту документальную ленту скучным сборником заумных ученых споров. Ее автор, выпускник ВГИКа, кандидат искусствоведения, почетный кинематографист России Виталий Антонович Трояновский, известен тем, что телевизионный рассказ о любом персонаже своих фильмов превращает не в бесталанный обмен монологами "говорящих голов", а в напряженно-интересный, документальный детектив, сшитый из ткани исторических фактов, напряженного интеллектуального поиска, острой динамики визуального ряда.

Фильм на телеканале "Культура" выходит в рамках телевизионного документального цикла "Острова" – лауреата конкурса ТЭФИ Российской академии телевидения 2001 года. По замыслу создателей этого цикла каждый новый выпуск должен был стать для зрителя открытием нового "острова", обладающего своей суверенной территорией в культурном национальном пространстве и, как правило, обойденного всеобщим вниманием или непонятого. Главная тема цикла - творчество как драма идей, которая на экране, как и в реальности, тесно переплетается с теми или иными человеческими драмами. И, хотя в последнее время героями цикла становились довольно известные деятели культуры и мастера кино, такие, например, как Андрей Тарковский и Михаил Ромм, но принцип построения каждой серии как открытия "острова", как выявления доселе неизвестного или непонятого – остался прежним.

Думается мне, что открытие "острова" по имени Владимир Иванович Вернадский станет увлекательным и познавательным событием для телезрителя, которое стоит того, чтобы потратить на него свое время.

Выбор читателей