Москва – новая столица art-мира

В столице открывается первый в истории русский арт-форум, который будет проходить отныне каждые 2 года. Московская биеннале организована при мощной поддержке государства




Biennale в переводе с итальянского означает "двухгодичный". Так в мире принято называть несколько десятков фестивалей и выставок, которые проводятся раз в два года. Первую биеннале современного искусства устроило в 1895 г. в Венеции "Автономное предприятие Венецианская биеннале" на государственные деньги. И сегодня именно Венецианская биеннале – главный смотр достижений contemporary art.

Любая биеннале современного искусства – это прежде всего некоммерческий проект, в котором задействованы государственные деньги, как правило, небольшие. Бюджет Венецианской биеннале около $5,3 миллионов. Эти деньги организаторы распределяют среди участников с учетом стоимости их проектов. Как правило, государственных средств хватает на то, чтобы издать каталог и оплатить доставку материалов для инсталляций на место проведения выставки. Поэтому организаторы всячески привлекают спонсоров.

Организаторы Первой Московской биеннале: Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, правительство Москвы и государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО – сыскали на нужды мероприятия аж $3 млн из кармана налогоплательщиков, но этого оказалось мало. На каждого из участников пришлось чуть больше $7 тыс., хотя стоимость многих проектов гораздо выше (некоторые авторы заявили страховую стоимость своих произведений на сумму более чем $100 тысяч). Но спонсоров, желающих вложиться в современное искусство, в России, в отличие от Запада, оказалось немного. Спонсоры современного искусства еще не поняли, что участие в подобном мероприятии превращает их в инвесторов: современное искусство растет в цене порой быстрее, чем популярные сейчас Шишкин и Айвазовский. Впрочем, миллион с небольшим долларов спонсоры все-таки дали, так что совокупный бюджет биеннале составил $4,3 млн (примерно такие же деньги тратятся на Московский кинофестиваль). Для России это большая цифра.

Как считают организаторы, "организация такого масштабного события способствует укреплению статуса Москвы как одной из культурных столиц мира и чрезвычайно важна для формирования образа России как цивилизованной, мощной державы". Что ж, в 2007 г., когда она пройдет во второй раз и начнет оправдывать свое название, станет очевидным, достигнут ли прогресс в этой области.

На сегодня с Московской биеннале связаны большие международные ожидания. В настоящее время географически наиболее близкими к Москве аналогичными художественными форумами являются биеннале в Берлине, Кванджу и Стамбуле; в последние два года к ним добавилась биеннале в Шанхае и триеннале в Иокогаме. Конечно, нельзя забывать и про Венецию, но этот уровень пока недостижим, он является высшим критерием оценки в художественном мире, а персональная выставка на Венецианской биеннале – вершиной карьеры любого художника.

Тем не менее, изобразительное искусство – единственная область современной культуры, которая до сих пор не имела в России масштабного репрезентативного форума. Московская биеннале как и раз призвана заполнить эту нишу, став аналогом Московского международного кинофестиваля, конкурса имени П.И. Чайковского и театрального фестиваля "Золотая маска".

Итак, что же увидят посетители биеннале, которая откроется вечером 27 января в бывшем Музее Ленина?

В основном проекте примет участие 41 художник. Они были отобраны кураторами из 22-х стран мира во главе с известным искусствоведом Иосифом Бакштейном. Их имена, скорее всего, плохо известны отечественной публике: Джереми Деллер, Янг Фудонг, Сэм Дюран, Триша Доннели, Фатима Туггар и др. Между тем большинство из них – звезды современного искусства. Зрители увидят также работы соотечественников: Ирины Кориной, Ростана Тавасиева, Алексея Каллиму, Давида Тер-Оганьяна, группы "Синий суп" и "Синие носы" и многих других. Качественную мощь биеннале поддержат три специальных гостя: француз Кристиан Болтански, американец Билл Виола и наш самый известный на Западе художник Илья Кабаков, который сделает ностальгическую инсталляцию в своей бывшей мастерской.

Часть художников привезут уже готовые проекты, но некоторые специально для Московской биеннале сделают совершенно новые. Так, американка Триша Доннели покажет звуковую инсталляцию с воем волков. Первоначально инсталляция должна была звучать на станции метро "Воробьевы горы" – прямо из туннелей. Однако нервами пассажиров решили не рисковать: инсталляция будет представлена в здании Музея Ленина.

Самый травмоопасный проект биеннале проживает в ближнем Подмосковье. Впрочем, к основной программе он никакого отношения не имеет – "Арт-Клязьма" давно уже грозила обернуться зимним фестивалем (в пандан к летнему). На этот раз основным хитом "Клязьмы" будет снежный лабиринт, выстроенный по проекту Николая Полисского.

В общем событий и мероприятий предстоит увидеть такое множество, что уследить за всеми будет сложно. Но интересно. Программу биеннале можно найти на официальном сайте.

Места проведения:
Основной проект Московской биеннале будет представлен в бывшем Музее Ленина (Площадь Революции, дом 2/3). Второй площадкой является Государственный музей архитектуры им. Щусева. Третьей площадкой станет платформа станции метро "Воробьевы горы".
В число мест, где будут осуществлены специальные проекты, входят: Государственный музей изобразительных искусств, Государственная Третьяковская галерея, Центральный дом художника, Московский музей современного искусства, Музейный центр Российского государственного гуманитарного университета, другие выставочные залы Москвы и Московской области.

Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы

В Москве прошел мемориальный "Музыкальный марафон поддержки от звезд "Русского Радио". Он призван поддержать и тех, кого коснулись страшные события 22 марта в "Крокус Сити Холле", и всех жителей страны, вселить в них веру. Любовь Успенская исполнила на марафоне два хита

Выбор читателей