Женщины продолжат делать это. В комфортных условиях

2004 год стал последним, когда российский парфюмерно-косметический рынок продемонстрировал высокие темпы развития. Но даже при замедлении темпов роста на рынке сохранится положительная динамика




Прошедший год оказался весьма успешным для парфюмерно-косметического рынка России. По данным ЭкспоМедиаГруппы "Старая Крепость", его объем составил $6,2 млрд, что на 15% превышает показатель 2003 года. Лидерами роста стали средства по уходу за волосами ($1,148 млрд) и декоративная косметика ($1,076 миллиардов). Хорошие результаты показали также элитная и детская косметика, косметика для мужчин и средства против старения. Именно эти сегменты рынка, по мнению специалистов, на сегодняшний день являются наиболее перспективными. Среди основных тенденций развития рынка можно выделить увеличение количества нишевых брендов и стоимости косметической продукции, изменение маркетинговых стратегий и отношения продавцов к покупателям. Все большее значение придается дизайну упаковки. Повышаются требования к рецептуре. "Складывается впечатление, что производители косметики в 2004 г. поставили себе целью отбить клиентов у дерматологов и салонов красоты, – говорит Анна Дычева-Смирнова, вице-президент по информации и международным связям ЭМГ "Старая Крепость". – Эта тенденция продолжится и в 2005 году".

Продолжает укреплять свои позиции цивилизованная розница. По итогам минувшего года наибольшее число продаж парфюмерно-косметических товаров пришлось на долю универмагов – 29% от общего объема. Но все настойчивее наступают им на пятки специализированные сети, которым в 2004 г. досталось 23,7% (для сравнения, годом ранее это соотношение составляло, соответственно, 28,4% против 21,5%). При этом число последних заметно увеличилось за счет прихода новых игроков, среди них известная французская сеть Sephora, открывшая 5 магазинов в Москве и Санкт-Петербурге. Претендуют на звание лидеров рынка и аптеки, приобретающие все большую популярность с точки зрения распространения косметики по уходу и средств гигиены. В дальнейшем, прогнозируют эксперты "Старой Крепости", они будут опережать рост других каналов дистрибуции, ежегодно увеличивая этот показатель на 20-25%.

Усиливается конкуренция между отечественными и западными производителями парфюмерии и косметики. Иностранные компании открывают в России представительства и строят новые предприятия. Одним из главных событий минувшего года стал запуск подмосковного завода фирмы Avon. И даже традиционное преимущество российской косметики – разница в цене – начинает ей изменять. По словам президента ЭМГ "Старая Крепость" Андрея Маслака, в прошлом году в некоторых сегментах рынка стоимость отечественной продукции росла, а импортной, наоборот, снижалась. Ценовая конкуренция складывается не в пользу российских предприятий, и, пока еще не поздно, им стоит пересмотреть свою стратегию, полагает он. Впрочем, национальные игроки и без того не дремлют, осваивая все новые сегменты, расширяя производство и улучшая качество товаров.

И все же, 2004 г. стал последним, когда российский парфюмерно-косметический рынок продемонстрировал столь высокие темпы развития, полагает Андрей Маслак. До сих пор его бурный рост был обусловлен довольно плачевным состоянием, в котором находилась отрасль после перестройки и кризиса 1998 г., да и экономика страны в целом: предприятия закрывались, рушилась привычная структура торговли. Однако сейчас рынок уже достаточно насытился. Кроме того, теперь ему придется развиваться в более жестких условиях. В частности, в связи с повышением цен на энергоносители, которое неминуемо при вступлении России в ВТО, удорожится процесс производства парфюмерно-косметической продукции. Но даже при замедлении темпов роста на рынке сохранится положительная динамика развития, считает Андрей Маслак.

Выбор читателей