Джонни Депп снялся не у того режиссера

"Волшебная страна" – невразумительное, глуповато-красивое кино, и никакое обаяние Деппа его не спасает. В роли Джеймса Мэттью Барри ничего нового и интересного, а тем паче заслуживающего золотой статуэтки, актер не показал

Волшебная страна (Finding Neverland)
США, 2004
Режиссер: Марк Форстер
В ролях: Джонни Депп, Кейт Уинслет, Дастин Хоффман




Марк Форстер известен тем, что красотка Халли Берри получила в 2002 г. "Оскара" за исполнение главной роли в его фильме "Бал монстров". А теперь вот Джонни Депп претендует на ту же награду за главную мужскую роль в его "Волшебной стране". По количеству номинаций и призов этот режиссер, снявший всего 4 картины, прочно вошел в звездную голливудскую когорту. Правда на "Золотом глобусе" "Волшебную страну" прокатили и Депп не получил ничего, но чем черт не шутит – через две недели посмотрим.

Хотя, уверен, прокатят и на "Оскаре". В роли Джеймса Мэттью Барри Депп может быть и не плох (как он вообще есть прекрасный актер), но ничего нового и интересного, заслуживающего, тем паче, золотой статуэтки он в "Волшебной стране" не показал. Причем это третий биопик (после "Рэя" и "Автатора"), претендующий на золотоносный дождь в нынешнем году. В чем тут дело, откуда такая любовь американцев к серии ЖЗЛ, мы попробуем разобраться ниже.

Сюжет "Волшебной страны" основан на реальных событиях, которые, впрочем, в фильме трактуются достаточно вольно. Невзрослеющий ребенок, умеющий летать, по имени Питер Пэн сначала был придуман для развлечения детей друзей писателя – семьи Льюэлин-Дэвис. Воображение Барри сделало Питера героем пьесы, обессмертившей имя создателя в учебниках, но вместе с тем и стершей это имя из массового сознания. Вписаться в рождественский канон на уровне нового персонажа – это все равно что придумать Санта Клауса. Кто конкретно это сделал, публике уже не важно, возникает ощущение, как в случае с некоторыми песнями, что это народное творчество.

Сказке про Питера Пэна стукнуло сто лет, и к этому юбилею создатели фильма подробно рассказали историю ее возникновения. Жил-был на свете джентльмен, писавший скучные, в общем-то, пьесы, – как вы догадались, его и играет Джонни Депп. У него была большая симпатичная собака, похожая на доброго медведя, и не менее симпатичная, но безликая и бездетная жена, а также друг-импресарио (Дастин Хоффман). Однажды, отдыхая в парке, писатель познакомился с четырьмя сорванцами, сыновьями героини Кейт Уинслет. Дети так понравились Барри, что он подружился с ними, нежно полюбил маму и начал придумывать пьесу, сделав главным героем одного из мальчиков. По ходу работы над прославленным произведением он разошелся с женой, но на вдове жениться не стал, доведя ее, видимо, этим до нервного истощения, да так, что она умерла, оставив малюток на попечение теперь уже знаменитого литератора, поскольку после премьеры "Питера Пэна" у ног автора лежал весь театральный Лондон. Вот, собственно, и все кино.

Самое любопытное в "Волшебной стране" – это кусочки воображаемой жизни, репетиция спектакля от которого чопорные лондонцы сразу же забалдели, и очень милые вставные эпизоды, когда мир показан глазами детей. В совокупности это занимает примерно 10 минут экранного времени из почти двух часов.

Все остальное время мы наблюдаем совершенно непонятные взаимоотношения автора с окружающими, где характеры всех остальных героев-взрослых не то что не раскрыты – их просто нет. Правда, отдадим должное, у режиссера Форстера хорошо играют дети, действительно хорошо. Но зачем нужны звезды в остальных ролях, кроме как для произнесения реплик типа "он гений!" – совершенно не ясно. Фильм безумно затянут, и никакое обаяние Деппа его не спасает. К тому же режиссер совершено не справился с образом героя. Ходит-бродит по улицам такой тихий, скромный творец, увидел ребенка, бац – и со словами "make up your fantasy" придумал Питера Пэна. Гений, да и только, а что у него в голове – Бог весть.

Окружающие даже удивлялись – чего это Барри так к чужим мальчикам прилип? С мамой их, по всему, вроде даже не спит, но таки проводит все свободное время, поселил все семейство в своем загородном доме. Некоторые, кто попроще, думали нехорошее. Однако Писатель отмел все подозрения одной-единственной фразой: Позвольте мне быть счастливым. И все от него отстали. В общем, золотой был человек, сейчас таких не делают. Настолько прекрасным оказался, что картонные второстепенные герои (то бишь, все остальные в этой картине маслом) должны радоваться, что вообще оказались в поле обаяния распрекрасного Деппа.

А в целом получилось невразумительное, глуповато-красивое кино для, как я подозреваю, больших фанатов Питера Пэна.

И последнее: о неумеренной любви американцев к биопикам, особенно в нынешнем сезоне. Это ж надо, без малого шесть тыщ академиков отобрали именно эти картины в номинациях. Сдается мне, что начало века диктует голливудской нации, для которой создание собственной истории по-прежнему весьма актуально, необходимость создания особого героического пантеона, куда включаются все знаменитости без разбору. Питер Пэн – существенная часть новейшей мифологии, участник фольклорной рождественской буффонады, как же не рассказать о его создателе, даром что он из был United Kingdom. Наталкивает меня на эту мысль именно то, как последнее время эти фильмы делаются – без всякой рефлексии, просто как сказки для взрослых.

При всем уважении к идее "окартинить" ЖЗЛ и вложенных в нее усилиях, должен сказать, что ничего более скучного, чем пересказы житейских историй с помощью кинокамеры, когда теряются мелкие подробности, в которых подчас вся суть человеческой жизни, я не видел. Во всяком случае, к "Волшебной стране" это относится сполна.

В кинотеатрах с 17 февраля

Выбор читателей