General Motors заплатит Fiat, чтобы не покупать его

Концерн General Motors хотел расширить свой бизнес в Европе, работая с итальянским предприятием Fiat. Теперь американцам приходится откупаться от итальянцев, чтобы не приобретать убыточную компанию




Сотрудничество итальянского концерна Fiat и американской компании General Motors, похоже, закончится в ближайшие дни. Начавшееся в 2000 г., оно не принесло американскому автопроизводителю ничего кроме убытков.

Пять лет назад Fiat продал GM пакет своих акций в рамках партнерского соглашения. Итальянцы рассчитывали несколько поправить свое положение за счет инвестиций из-за океана, а компания из США нуждалась в производственных мощностях для расширения своего бизнеса в Европе. Рыночная ситуация разрушила планы автогигантов: дела Fiat в последнее время только ухудшились, а GM не смог существенно увеличить продажи в Старом Свете. Развод стал неизбежным.

Одним из пунктов заключенного в 2000 г. соглашения было то, что Fiat может обязать американцев выкупить свой бизнес. Такого добра GM не надо было и даром, поэтому руководство компании приняло решение выплатить итальянскому концерну компенсацию в размере $1,5 млрд и забыть о покупке убыточного предприятия. Первый миллиард европейцы получат сразу же, еще $550 млн будут выплачены в течение 90 дней.

Несмотря на неоднозначность ситуации, обе стороны заявляют, что весьма довольны случившимся. Так, глава Fiat Сергио Маркионне заявил: "Теперь у нас есть полная свобода определять свою судьбу". С такими деньгами это более чем реально. Между тем еще недавно сделка находилась под угрозой: представители GM заявляли, что не считают контракт действительным, поскольку некоторые его условия были якобы нарушены их партнерами. Fiat является крупнейшим работодателем Италии, и, если бы соглашения не удалось достичь, это поставило бы под угрозу тысячи рабочих мест и нанесло бы серьезный удар по экономике Италии, которая и так пострадала из-за краха в прошлом году концерна Parmalat.

Со своей стороны руководство GM отрицает, что совершило ошибку, заключив контракт о совместной деятельности с итальянцами. "Нам нужны был мощности в Европе, чтобы снизить издержки. И мы могли этого добиться, работая с Fiat", - говорит глава концерна Рик Вэгонер.

Разрыв между автомобильными компаниями нельзя считать полным. GM продолжит покупать итальянские дизельные двигатели, а Fiat планирует и в дальнейшем пользоваться преимуществами глобальной американской системы закупки комплектующих, которая позволяет значительно снизить расходы предприятия.

Выбор читателей