Прямая трансляция из загробного мира

Щелкни по одной клавише – и вот с тобой уже говорят голоса мертвых. Щелкни по другой – и увидишь их лица. Прокрути пленку "Битлз" наоборот – и услышишь сам знаешь что. Нехорошее

Белый шум (White Noise)
США, 2005
Режиссер: Джеффри Сакс
В ролях: Майкл Китон, Иэн МакНис, Дебора Кара Ангер




Как сообщает услужливый титр в начале фильма, "белый шум", феномен электронного голоса (Ф.Э.Г.), скрывающийся в помехах электроприборов, позволяет общаться с потусторонним миром. Под этот белый шумок сценаристы фильма протаскивают на экран совершенно нелогичную историю об архитекторе, который съехал с катушек после загадочной смерти беременной жены.

Жизнь теряет для Джонатана (Майкл Китон) всякий смысл, пока не появляется странный толстяк (Иэн МакНис), который, по примеру Хайли Джоэла Осмонда, преданно заглядывает герою в глаза и изрекает: "I can hear dead people!". Архитектор становится радиотехником-любителем и начинает лезть куда не надо, получая приветы от таинственных сил, которые будут похлеще гномиков и Пиковой Дамы. Конфеток от них точно не дождешься.

Сначала герой Китона просто пытается общаться с умершей женой посредством Ф.Э.Г. Роль у него незавидная – сидеть да с умным видом пялиться в экран. Но – "никто не знал, а я – Бэтмен!!!". Дамочки, интересовавшиеся в свое время странным феноменом, одна за другой начинают исчезать, а толстяк-гуру отправляется в мир иной. Сбагрив собственного сынка на руки его мамаше, герой Китона с головой погружается в спасение чужих жизней.

Как обычно в фильмах с большим количеством техники, в "Белом шуме" вся она имеет исключительно user-friendly интерфейс. Щелкни по одной клавише – и вот с тобой уже говорят голоса мертвых. Щелкни по другой – и увидишь их лица. Прокрути пленку "Битлз" наоборот – и услышишь сам знаешь что. Нехорошее. Только что миксер не говорит с нами азбукой Морзе.

Саспенс, под конец превращающийся в форму кошмарного сна, от которого невозможно проснуться, в основном достигается за счет звука – тех самых пресловутых шумов, от шелеста шин до бегущей из крана воды. Утомленный обилием звуковых впечатлений зритель, вслушивающийся в шум вместе с Джонатаном, но без его мотивации, в конце концов напрочь перестает воспринимать и то, что еще может услышать.

Полное впечатление безысходности возникает еще и оттого, что, в отступление от первейших канонов начинающего голливудского сценариста, зло не персонифицировано. Сначала на экранах, ловящих "белый шум", появляются три темных силуэта, а потом эти "трое из ларца одинаковых с лица" начинают маячить там и тут безо всякого объяснения. Студия "Останкино" представляет прямую трансляцию из загробного мира.

Создатели фильма пытаются выпутаться из сюжетной ловушки и в добавление к "трио из Дедвилля", маячащему на экранах, добавляют их приспешника в мире живых. Но маньяк, который заявляет, что тоже "с ними" общается, появляется в финале на такой краткий момент и пропадает так быстро, что в вихре дешевой графики совсем исчезает единственно возможное оправдание всей этой затеи – история о людях, которые сами оборачивают любое изобретение, любую концепцию в добро или во зло.

Остается псевдонаучная версия а-ля "Малхолланд Драйв", только, в отличие от сказки Линча, которая в принципе не предполагает разумного разрешения противоречий, "Белый шум" с самого начала намекает на то, что все еще может кончиться хорошо. На самом же деле, все начинается плохо и катится по наклонной.

Такой бездарный сценарий мог быть продан только на волне успеха азиатских мистических триллеров. Тут вам и рябь на телеэкране, и звонки с молчащего телефона, и привидения, в конце-то концов. Плюс – "научная" база и психологическая подоплека, не подкопаешься. А копаться хочется, потому что демонстративный пшик, которым фильм заканчивается, заставляет как минимум подозревать участие в его создании темных сил. Каким образом и зачем герой Китона попадает в подобную заварушку, остается нерасшифрованным (зато понятно, почему на роль позвали именно бывшего Бэтмена – можно оправдаться привычкой). Как его жена попадает в компанию любительниц Ф.Э.Г., тоже загадка. Ясно только одно – не надо вмешиваться, куда не надо, а то за тобой придут "трое в черных халатах". И не вслушивайтесь слишком внимательно в шум вашего процессора.

В кинотеатрах с 24 февраля

Выбор читателей